Потрясающий Декабрь — 2017.

Потрясающий Декабрь:

— Форум Благовестия и Миссии – «Приумножение»;
— Семинар «Экклесия», совместно с командой «Деяние-29»;
— Первый Модуль «Библейского Душепопечения» в Церкви «Голгофа»;
— КСО для преподавателей в Московской Богословской Семинарии;
— Встреча с лидерами Всемирного Лозаннского Движения;
— Преподавание в Санкт-Петербурге и встреча с разными служителями;
— Общение преподавателей Хаггай-Интернешнл в Москве…

И все эти события в течение двух недель Декабря-17. Потрясающе!
И везде были получены Рабочие Тетради «Русь. Благовест. XXI Век»!

Что дает это для развития Движения «Русь. Благовест. XXI Век»?

Насколько действительно Благовестие будет захватывать нашу жизнь и станет Образом Жизни Евангельской Церкви в России в ближайшие годы?

Актуально ли говорить о смене Парадигмы Благовестия в наши дни?

Тысяча Рабочих Тетрадей «Русь. Благовест. XXI Век», вместе с тысячью участниками этих дней в Москве, разъехались по всем республикам бывшего союза. На местах служители перечитывая этот материал и пересматривая Новую Парадигму Миссии, по-новому воспринимают:
— значение Поместной Церкви в деле Благовестия;
— статус Благовестников в Церкви;
— возможности Школы Благовестия…
для осуществления всего служения Местной Церкви в наши дни.

www.RusBlagovest.ru

После этих двух недель по-особенному нужна всеобщая молитва, пост и усиленная ходатайственная молитва за славянский мир на Евразийском пространстве: «Поднимите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и созрели к жатве!
Жатвы много, а делателей мало! Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою!»
Иоан.4:35; Матф.9:37-38

5А — Этапы развития Церкви и Бюджета

Поэтапное развитие самих служителей, Церкви и Бюджета Церкви

1. Призвание Божье быть Основателем Новой Церкви определяется как зрелостью характера, так и духовными дарами к благовестию, пастырству и учительству.
Важно так же видеть зрелые способности и навыки у этого человека:
— умение ставить духовные задачи, нужды и потребности людей выше (их и своих) финансовых и имущественных вопросов;
— проявление заботы об окружающих людях в их радостях, проблемах и в их кризисах, включая финансовые;
— жажда служить согражданам и соотечественникам в любых условиях, во время подъема экономики и в кризисном упадке;
— наличие выработанного иммунитета против искушения в финансовой сфере: от долговой, корыстной, так и от других зависимостей.
«Заклинаю тебя сохранить это без предубеждения, ничего не делая по пристрастию… Ты же, человек Божий, убегай этого, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости… Завещаю тебе соблюсти заповедь чисто и безукоризненно…» 1 послание к Тимофею 5 и 6 главы

2. Научение участников Церкви жервенному служению и пониманию Божьего призвания к «Благодатной Десятине» (а не к букве закона), помогает в начале служения группой 10-20 человек покрывать свои расходы: чаепития, инструменты, детские пособия, стулья – для самообслуживания.
«Испытайте Меня, — говорит Господь Саваоф, — не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» Мал. 3:10

3. Научение и развитие жертвенного служения «Благодатной Десятиной» помогает в процессе развития Церкви (30-50 человек) покрывать расходы собраний: аренда небольшого зала, классов, аппаратуры.
«…Благодать Божья, данная Церквям Македонским, ибо они среди великого испытания… и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия… – я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, на что мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией!» 2 Кор. 8:1-5

4. Научение и умножение жертвенного служения «Благодатной Десятиной» дает возможность Церкви (60-80 человек) освобождать для служение своего Пастыря и покрывать текущие расходы служения.
«Я не был вам в тягость? Простите мне такую вину» 2 Кор. 12:13-19
«Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам…» 2 Кор. 11:7-9

5. Научение и умножение жертвенного служения «Благодатной Десятиной» и Миссионерским служением «Обета Веры» помогает Церкви (150-200 человек) освобождать для служения второго или третьего служителя (Благовестника, Учителя) для умножения Новых Церквей или Новых Групп в данной Церкви.
«С возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и за пределы ваши (далее вас) проповедовать Евангелие…» 2 Кор. 10:13-16

Этапы роста Церкви – социологический взгляд

Этапы роста Церкви – социалогический взгляд. Некоторые идеи в оценке роста групп взяты из материалов «Путешествие по Библии»

В растущих церквах особенно осознается роль групп различной численности и работы в них (больших, средних, малых), имеется представление о динамике развития этих групп и о том, как преодолеть социологические факторы, препятствующие их росту.

Структура – как скелет в теле. Без скелета тело как медуза на полу. В начале создания церкви о структуре мало говорят, но со временем – это принципиально. На тело смотреть хорошо, на скелет – неприятно. Не всегда сработает опыт одной системы для другой, как и опыт из одной страны для другой.

Деяния Апостолов 2:42-46. В их опыте главным были взаимоотношения, и затем определенная система – “в храме и по домам”. Начало было не с групп, а стразу три тысячи, пять, еще и еще – через несколько дней – мега церковь. Не было менеджеров, не посещали семинары по управлению – рыбаки и пастухи. Но сразу они перешли на идею “Храма и Домов”. Проповеди обсуждались по домам.

В растущих церквах осознается нужда в группах различной численности. Не все необходимо объяснять духовно, иногда есть практические причины, естественные предпосылки. Необходимо постепенно пересаживать цветок из малого в больший и еще больший сосуд. Не любой скелет способен выдерживать те же нагрузки или действия.

Социологические барьеры, связанные с численностью группы:

1. 10-20 человек. Растут медленно. Фокус перемещается вовнутрь. Добейтесь чтобы люди начали смотреть во вне. Поставьте свободный стул в кругу, пусть молятся о других людях. Церковь единственная структура, которая создана для людей которые еще не принадлежат ей. (Бюджет 30-70 т.р.)

2. Церковь одной группы. 25-50 человек. Пастор частично работает, у всех хорошие отношения, друзья, атмосфера любви, свой сленг, гости – новички. Иногда рост – затем опять спад и уменьшение до 30. Подразделите церковь на разные задачи. Разделите ответственность на 2-3 лидеров, и так же на разные группы. Дайте задания и дайте им возможность иметь взаимоотношения любви. Одни молятся, другие изучают Библию, третьи планируют мероприятия. В группе будет служение назидания и поддержки.
Здесь часто проблема структуры и не всегда духовная. (Бюджет 80-150 т.р.)

3. Малая церковь. От 70-150 Пастор освобожден от другой работы. Много родственников. Семейные отношения. Пастор как лидер, учит и передает видение. Комфорт и удобство – главные ценности такой церкви. Нет желания расти, ведь нам хорошо, почему мы должны расти и терять эту атмосферы. Но в городе есть множество грешников, почему нам хорошо? Если ваше сердце расширяется любовью к Господу и не расширяется любовью к грешникам – вы заблуждаетесь. (Бюджет 200-300 т.р.)

4. Церковь среднего размера 150-250. Необходимо брать новых людей на полновременную работу. Одного или двух. (Бюджет 300-500 т.р.)

5. Большая церковь 250-750. Обычно 3-6 служителей освобождены (пастыри, благовестники, учителя), хорошая музыка, семейное служение, молодежное. Барьер роста – люди прячутся, более половины ничего не делают, сдают детей в воскресную школу, а сами спокойно слушают проповедь, и, возможно немного за это жертвуют. Структура сориентирована на программу. Решение – перейти от церкви с простыми малыми группами к церкви с группами-жизни, или перейти на дополнительные служения. Умножаться посредством новых собраний. Выявляйте новые нужды, чтобы использовались дары разных людей. (Бюджет 500-1000 т.р.)

6. Очень большая церковь 750-1500. Церкви нужны люди способные думать корпоративным мышлением, такие люди в корпорациях, в церквах таких людей мало, “Мудрые Управители”. (Бюджет 1-2 млн.р.)

7. Мега церковь 2000-5000. Обычно есть структура – матрица, для бесконечного роста церкви. Основной принцип: по мере роста – быть одновременно меньше. Основная задача – люди должны созревать, лидеры формироваться как служители, открываются новые служения и новые дары. (Бюджет 3-7 млн.р.)

В различных городах и в странах финансовые цифры будут разными, но одни принципы. Любая из этих церквей может быть влияющей, изменяющей жизнь, созидающей Царствие Его. Главное не количество, а спасение и преображение людей и их духовное влияние. Для количественного роста необходимо знать некоторые принципы, как, например, пересаживают растения, как удобряют и культивируют. Необходимо делать несколько шагов в «Мудром Управлении».

Третья часть — Мудрые Управители Ресурсов

1. Бог доверяет Свои ресурсы для УПРАВЛЕНИЯ ими Своим рабам, служителям, а объем дел и задач соответствуют их зрелости и подготовленности.

Бог распорядитель и собственник всех благ во Вселенной, а все мы, как Мудрые Управители – только временно управляем Его ресурсами: временем и финансами, домами и квартирами, семьей и детьми, авторитетом и властью, производством и служением, группой и церковью.

Некоторые отрывки Писания показывают принципы «МУДРОГО УПРАВЛЕНИЯ»:

Лук. 16:1-15 Большой отрывок, слова Иисуса о мудром, Догадливом Управляющем: “Сказал же и ученикам Своим: Один человек был богат и имел управляющего, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: Что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ты не можешь более управлять…” но – “Фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним”, над Его учением, над притчей, над Его принципами.

Лук. 19:12-26 “Употребляйте их в оборот…” (и умножили: 10,5, и вернул 1), За то, что ты был верен – возьми в управление 10 городов, другому – 5 городов!

Матф. 25:14-30 “Верный в малом – употребивший и приобретший с прибылью… Ибо всякому имеющему дастся и приумножится.” “Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.”

1Тим. 3:4-5 “Хорошо УПРАВЛЯЮЩИЙ домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет УПРАВЛЯТЬ собственным домом, тот будет ли печься о Церкви Божией” (МУДРО УПРАВЛЯТЬ)…

2. Позиция МУДРЫХ УПРАВИТЕЛЕЙ, Божьих Управляющих в истории Библии и в ее учении:

• Владычествовать и управлять землею – изначальная воля Божья для человека – Быт.1:28, 2:15, 3:19 (обладайте, владычествуйте, возделывайте, храните, в поте лица…)

• Господин дал каждому по силе, одному 1, другому 3, иным 5, а некоторым 10 талантов… соответственно силе каждого

• Дает в управление города… и этим подчеркивается величие доверия

• Принцип управления: “Верный в малом, над многим тебя поставлю”

• Иосиф – доверены забота и управление: в семье, в доме Потифара, в тюрьме и затем – спасение Египта и Израиля.

• Давид – я собрал, Ты дал, дай мудрости в управлении сыну 1 Пар. 29 глава! “Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, Царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во владсти Твоей возвеличить и укрепить все…
Знаю, Боже мой, что Ты испытываешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все это, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе.
Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! Сохрани это навек, это расположение мыслей сердца народа Твоего, и напрвь сердце их к Тебе. Соломону же, сыну моему, дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои и уставы Твои, и исполнить все это, и построить здание, для которого я сделал приготовление.”

• Соломон – Ты дал Давиду и приумножил… Даруй же рабу Твоему сердце разумное – УПРАВЛЯТЬ… 3 Царств 3:5-13
“Благословен ныне Господь, Который дал Давиду сына мудрого для УПРАВЛЕНИЯ этим многочисленным народом”… 3 Царств 5:7

• Новохудоносор – понял, что Господь дает управление кому хочет и только Он ставит на управление. Дан. 4:22, 29, 31-32.

“Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет”. 22
“Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет”. 29
“И благословил я Всевышнего, восхвалил Вечноживущего, Которого владычество – владычество вечное и Которого Царство – в роды родов. И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: “Что ты сделал?” 31-32

3. Так «МУДРЫЕ УПРАВИТЕЛИ» или «Собственники», или «Расточители» – корыстные пользователи от Храма Божьего?

Признание себя «Мудрым Управителем» в Божьем деле – дает привилегии, но и накладывает определенную большую ответственность за совершаемое служение.

Мудрый Управитель ясно понимает, что он не Собственник. Марк. 12:1-12 Притча о винограднике и виноградарях, показывает «управителей», которые возмечтали о себе, как о собственниках: «Пойдем, убьем его, и наследство будет наше». 7

И сегодня это огромное искушение для некоторых руководителей – получив неожиданно в управление различные, а иногда огромные ресурсы, использовать их на правах собственника или по принципу расточителя в Божьем деле и в Его Царствии – в неверном управлении: временем и финансами, домами и квартирами, семьей и детьми, авторитетом и властью, производством и служением, группой и церковью.

Во все века греховная человеческая сущность проявляла себя и в служителях:
— Сыновья священника Илия – 1 Царств 2:12-17
— Фарисеи
— Иуда Искариот
— Об этом предупреждает Павел – 2 Кор. 11:13-20

И сегодня мы можем сталкиваться с этим искушением и с этой проблемой постоянно – в разных регионах и в различных странах – исключения в этом нет.

Вторая часть — Богословие Финансов

2. Богословие Финансов.

Предполагается, что в этом материале сразу будет помощь в методике и в системе организации пожертвования, но важно заложить правильную основу из Писания, т.к. как всегда, так и здесь – «Теология определяет Методологию»!!!

Суверенный Бог – распорядитель ВСЕХ Благ

Мы понимаем, что не каждый Пастырь, Благовестник или Учитель Церкви любит работать с финансами и решать вопросы имущества. Но уж точно, что каждый Старший Пастырь будет регулярно ставить свою подпись под финансовыми документами и отчетами, и нести ответственность за вверенное имущество в его «Мудрое Управление». Именно поэтому каждый Пастырь, Евангелист-Благовестник и Учитель Церкви может сам:
— ИЗУЧАЯ эти места Писания
— СФОРМИРОВАТЬ для себя Богословие Финансов и
— УЧИТЬ других Библейской позиции по финансовым вопросам.

1. Библейский взгляд на Божий контроль над всеми ресурсами мира.

Финансы мира и все имущество находятся не в абсолютной власти отдельных людей Запада или Востока, и не в «суверенной» власти дьявола. Для нас это принципиально, так как постоянно находясь между востоком и заподом, у нас строится жизнь по словам песни: «и теперь не тут ты и не там…», и это может обрекать нас на постоянное прозябание. Но! Все сокровища у нашего Бога!

• Пс. 74:7-8 ибо не от Востока и не от Запада и не от Пустыни возвышение, но Бог есть Судия; одного унижает, а другого возносит…

• Пс. 49:10-11 Мои все звери в лесу и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мной.

• Пс. 23:1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней

• Рим. 13:1 Нет власти не от Бога; существующие же власти – от Бога

• Лук. 4:6 Ложная притензия дьявола – «Тебе дам власть над всеми царствами и славу их, ибо она передана мне, и я, кому хочу, даю ее»

• Иоан. 17:1-3 Истина Христа (еще до момента искупления): “Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью…”

• Откр. 3:7-8 “Так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давида, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит… Я отворил перед тобою дверь и никто не может затворить ее”

2. Суверенная власть Бога распространяется как на духовную, так и на материальную сферу жизни. Он распорядитель ВСЕХ Благ во вселенной и на земле – все подконтрольно Ему.

• max! Даниил 4:22,29,31-32 (повторяется) Доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет…

• min! Матф. 17:24-27 открыв у нее рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя…

• max! Агг. 2:7-9 Мое серебро и Мое золото, — говорит Господь Саваоф.

• min! Деяние Апостолов 3:6 серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи!

3. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ понимание финансовых потоков в мире

• Финансы – это заменители, в виде бумажек, монет, акций и других бумаг – вместо сложного натурального обмена или взаимозачета…

• Финансов в мире достаточно; они сконцентрированы в Банках и подконтрольны им; управление ими сосредоточено в различных Фондах; финансам нужен постоянный оборот, так как они подвержены инфляции.

• Финанансисты постоянно ищут выгодный оборот для своих финансов и “достойное ДЕЛО” для инвестиций, но не “ДЕЛО” ищет финансы. Достаточно доказать, что ваше “ДЕЛО” имеет высший приоритет и прибыль – любые финансы будут у вас; но финансисты на вашем деле зарабатывают свой гарантированный процент, ведь им нужен оборот и рост.

• Такое управленческое мышление – дефицит и в бизнесе и в Церкви

4. Понимание Божьего дела в нашем мире и Его Вселенского замысла.

Более достойного “ДЕЛА”, чем созидание Царствия Божьего – нет на земле; более достойной цели, чем вечное спасение человека, нет; более совершенного проекта, чем формирование из грешных людей Церкви, Невесты Агнца — нет во Вселенной.

И при этом получается иногда, что для этого “ДЕЛА” нет достаточных финансов?!

Иногда создается ложное восприятие статуса Пастыря (Благовестника, Учителя), как не работающего или не производящего блага. Даже в советское время была статья, по которой судили служителей – тунеядство. И сегодня у некоторых служителей такое же неверное самовосприятие себя и ложная самооценка.

Объясняя раньше своим детям-малышам “ступени социального положения”, я показывал им значимость Управленческих структур, включая Финансовое управление, и все Руководство страной – после этого я старался им объяснять, что все эти Управленцы и Руководители – нуждаются в душепопечении их самих и в созидании их семей, т.е. они нуждаются в Пастырском служении и опеке.

Истинное Пастырство – превыше всякого другого “ДЕЛА”!

Когда Моисей представлял Закон Божий и всю ритальную сторону Закона, он ясно показывал принципы содержания священников и левитов, ответственных за духовную жизнь и нравственную сторону жизни общества. И сегодня во многих странах содержание служителей и диаконического штата является социальной стороной дела в обществе, и их содержание обеспечивается налогами и сборами с жителей (хоть это и не всегда положительный или идеальный опыт, но об этом — позже…).

Первое: Финансовое и материальное служение — ДУХОВНОЕ!

Духовное Служение.

В отечественном «традиционном» христианстве сохраняется дуалистический ошибочный взгляд на мир: черно-белый. Как будто можно строго все делить только по принципу – дух и плоть, т.е. Духовные вопросы и Материальные вопросы. Отсюда формируются и ложные выводы о финансовом служении, как о материальном – не духовном! Соответственно из такого взгляда выходит, что и доверить это служение в общине можно «условным служителям», не «духовным», диаконам… а то скорее всего и какому-нибудь «Иуде»… Таким образом это служение выводится за скобки духовного взгляда, как не имеющее важного значения, и как результат, в следствии такого подхода вокруг финансов и имущества тогда идут столкновения уже между «духовными» братьями, а так же с различными кознокрадами или с влиянием «бизнесменов», которые, понимая лучше эту сферу, вынуждены брать на себя больше ответственности за эти вопросы… Часто это ложный взгляд и печальный опыт!

1. Финансовое Служение — Духовное Служение!

Для меня и для всей нашей команды в начале 90-х было большим откровением и благословением служение миссионеров, имевших на то время 40-летний опыт служения на полях миссии. Одним из принципов для нашего сотрудничества этот старец предложил поменять наш взгляд на церковную и миссионерскую жизнь – Финансовое и Материальное служение – Духовное! Соответственно отношение и к финансам, и к жертвователям, и к принципам подотчетности в этой сфере – такое же духовное, как и все сверхестественное Божье действие.

И сегодня, если мы действительно ожидаем Божьих чудес в этой сфере для нас и нашего служения – мы можем шаг за шагом изменить наш подход и сделать переоценку Финансового Служения, и всей Финансовой Политики внутри движения Евангельских Христиан!

Когда мы говорим о Финансах, мы подразумеваем и эквивалент: Время, Материальные блага и другие Ресурсы.

2. Духовное Служение КАЖДОГО Христианина:

— это часть моего или чьего-то посвящения Богу определенных денег; и если для некоторых это просто «легкий» дар, то для других это действительно «жертва» – Жертва Освященная, Жертва Веры;

— это часть моего времени, которая выражается в финансовом измерении, когда оплата идет по-часовая или по-дневная; это время, отданное общине, определенным людям, с которыми нужно проводить время для созидания их жизни, их семей, их детей – просто для их мудрого жизненного устройства здесь и для вечного спасения;

— или это часть моего времени, украденного у меня недобросовестным путем, так называемым «человеком-ловушкой», который готов часами плакаться не от сокрушения о грехе, но из любви к себе-хорошему – он просто требует внимания всех к себе и постоянно;

— или это несогласованное вовремя дело, разрушившее отношения в команде духовных служителей, и по факту и по истории и по нанесенному ущербу оно становится сверх духовным;

— а что говорить, если неверный подход к материальной работе и финансовому служению создает ажиотаж и разрушает имидж всего Евангельского или Миссионерского Движения в стране (в странах) – тогда мы понимаем и признаем: Да! Финансовое служение – очень важное и очень Духовное!

— При «максимальном» успехе, если это служение развивает Духовный Лидер по принципу «Мудрого Управителя» и через его подход к делу происходит резкий подъем, утверждение и развитии определенного движения, тогда люди вокруг (не зная причин) спрашивают: «Кто они, почему у них такой успех, в чем их уникальность?»

— Но даже при «минимальном» измерении и мудром материальном служении – Благодать Божья снисходит в виде своевременной помощи отдельному человеку, отдельной семье, отдельному служению – производящему Радость и Хвалу Богу – и мы вновь понимаем, что это служение – ДУХОВНОЕ!

3. Духовное Служение КАЖДОЙ Поместной и всей Отечественной Церкви:

Материальное служение в каждой отдельной Поместной Церкви и во всей Отечественной Церкви – имеет огромное значение в деле созидания Царствия Божьего на земле и особенно в наше новое время кризисов; оно находится под контролем Божьим и развивается в соответствии с Его волей. Бог созидает Свою Церковь в российском контексте, как и везде, и обеспечивает Ее всем необходимым для Самоуправления, Самоумножения и Самофинансирования – и все это от Него:

— «От Меня будут тебе плоды…» Осия 14:9 (здесь и далее цитаты Писания из Синодального перевода Юбилейного издания «Свет на Востоке»)
— «Чтобы доставить любящим меня сущее благо, и сокровищницы их я наполняю» Притчи 8:21 – говорит здесь Премудрость Божья;
— «Бог же силен обогатить вас всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» 2Кор.9:8

4. Духовное Служение КАЖДОГО служителя:

Финансовое служение – это как вопрос зрелости и самостоятельности Отечественной Церкви, так одновременно и показатель нашего понимания (или непонимания?!) Божьей работы и Его участия в жизни и зрелости каждого отдельного служителя (Пастыря, Благовестника-Евангелиста, Учителя, Еф.4:11), в его жизни и в его семье.

Филип.4:10-20 «…умею жить и В СКУДОСТИ, умею жить и В ИЗОБИЛИИ, научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе…
Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

я ПОЛУЧИЛ ВСЕ и ИЗБЫТОЧЕСТВУЮ, я ДОВОЛЕН!» читайте все стихи 10-20 (Образ состоявшегося служителя!)

— Финансовая состоятельность («состоялся», но не путайте с ложным «учением изобилия») – это плод веры служителя и его послушания Богу, Его воле и Его планам. Зрелый служитель — состоялся в понимании и в решении финансовых вопросов.

— Финансовое испытание веры – периодические времена испытания, допущенные ко благу с определенной целью. Зрелый служитель — испытанный Богом в материальной сфере.

— Финансовый избыток – это так же испытание для служителя, его веры и жертвенности на нужды других служителей и других Церквей. Зрелый служитель — обучающий и служащий другим служителям.

5. Духовное Служение в трех составляющих:

Три ССС – показатель духовной зрелости и опытности Отечественной Церкви:

— Самоуправление – зрелость в решении вопросов Управления: избрания руководства; принципов служения; постановки целей и их воплощения; зрелый авторитет и власть Поместных Церквей в составе любого объединения (или отдельно) – но всегда непосредственно под Главой Иисуса Христа. По факту на сегодня этой власти, идущей от Христа через Поместные Церкви – в их самоуправлении внутри Братства и в делах Миссии, очень мало… к великому сожалению.

— Самоумножение – зрелость и способность взращивать рядом с собой новых служителей (назовем условно — четыре «П» — Подготовка, Посланничество, Поддержка, Подотчетность), и рождать себе подобные: Группы; Церкви; Региональные объединения; Специальные служения; Международные служения…

— Самофинансирование – зрелость и естественное развитие, идущее изнутри, или «снизу» – через радостные пожертвования, «Благодатную Десятину» и «Обеты Веры», идущие снизу: от участников общины; от Поместных Церквей, и от всей Отечественной Церкви. Слава Богу за миссионерское участие в жизни местной Церкви из любых регионов и стран, но основной принцип миссиологии — развитие зрелости местной Церкви, взращивание ее служений до уровня Самофинансирования. А если не так — то происходит обратная тенденция — экспансия и Управление со стороны. Но я верю, что не эта цель у нас и у многих наших друзей.

4.1 Моделирование. Умножение. Образцы. «Миссионерский Фонд»

Итак, ключевая Модель для развития Миссионерского Евангельского Движения в наших странах, это служение «Миссионерского Фонда» (МФ), основанное на библейских принципах, изложеных в 5-ти главах второго послания к Коринфянам и на согласованных методах в работе современных межцерковных объединений. С радостью делюсь с вами этой важнейшей Моделью!

I. Методы – на первый взгляд покажутся простыми. Каждая община, участвующая в деле миссии, проводит один раз в год (можно и дважды) ЦМК, церковную миссионерскую конференцию. На ЦМК: представляется программа миссионерского служения в регионе и шире; участвуют «миссионеры с полей»; проводится отчет о поступивших и использованных финансах МФ за прошлый год от всех церквей (и особенно – от нашей); звучит мотивационное слово о деле миссии; члены церкви посвящают себя служению на следующий год – кто на полновременное служение, кто на краткосрочную миссию, кто-то на учебу и подготовку; но все — поддержкой молитвою и финансами… Все члены общины побуждаются к участию для действенной веры и практики, через посвящение на следующий год суммы денег в МФ, о которой они заранее молились в семье и здесь объявляют, заполняя и сдавая карточку – свой «Обет Веры». Это та сумма, которую мы верим, что Господь даст нам в будущем году, для жертвенного служения по-месячно делу Миссии в стране, сверх нашего обычного домашнего бюджета и сверх десятины для нашей общины.

Миссия – дело каждого христианина! Для кого-то это многолетнее жертвенное служение всей семьей в другой местности, и кто исчислит этот «процент издержек» которые переносит семья, служитель, супруга, дети? Для других это летние или зимние месяцы служения вспоможения в работе миссионерской семьи! Для третьих – это участие сердцем и финансами в помощь тем, кто поехал на миссию как наш представитель, наш посланник. Вслед за сердечным участием – идут наши молитвы; вслед за финансами – сердце, и наоборот… «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».

Точно так же, как миссионерская семья посвящает себя служению и жертве, отказываясь от многих благ и стабильности, так же могут и другие семьи участвовать в их служении, отказываясь от законных благ и стабильности, разделяя служение своих посланников на расстоянии. Одни едут, другие посылают, третьи поддерживают это служение. Члены общины сдают карточки «Обета Веры» кассиру, затем от общин сдается информация региональной кассе, и объединение – планирует работу региона на год! Таким путем складывается в единую синергию: согласование веры, жертвенность и силы отдельных людей в «Обете Веры» всего Братства.

II. Библейское основание для утверждения Модели «Миссионерского Фонда» представлено нам во втором послании к Коринфянам с 8 по 12 главы. Здесь Апостол Павел учит христиан Коринфа и нас о том, как поддерживать миссионеров – основателей церквей в своем народе, как он и называет это «служение святым».
1. Здесь Ап.Павел описывает эту жертвенность, как служение святым… «они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым» 8:4
2. Мотивирует жертвенностью других церквей и другого региона, в образец для подражания нашего… «о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их…» 8:1-4
3. Он советует делать это служение, как годовое: «Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку» и еще 8:1-2 «Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих» 8:10-11
4. Он описывает их дело веры — посвященное ранее благословение, как объявленный ранее «Обет Веры» «Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор» 9:5
5. При жертвенности на служение святым — посланникам, важно наше упование на Бога и Его обеспечение, через веру нашу… «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» 9:8
6. Опыт служения «Обета Веры» передается от общины к общине и призывает служить весь регион… «Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми» 9:12-13
7. Принцип развития Миссионерского Евангельского Движения: по-этапно, сначала приходим к вам… «А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым» 10:13-14
8. Поэтапное умножение движения: имея надежный «удел» у вас, миссионеры могут идти к другим… «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие» 10:15-16
9. Жертвенность и бескорыстная готовность терпеть издержки из-за незрелости «духовных детей»… «Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие? Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» 11:7-9
10. Апостол готов развивать вашу зрелость, как отцов, но вы еще младенцы…. «Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину. Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» 12:13-15
11. Ученики Христа создавали единую Модель, путь, образец… «Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам? Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?» 12:17-18
12. При развитии движения – важно сохранять нашу подотчетность перед общинами и последовательность в управлении, прозрачность с финансами… «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению» 8:18-20

III. В любой структурной организации важно бюджетирование и план работы на год и более. Важно ясно планировать количество отделов в Объединении и штат полновременных работников. Так же важно и в Миссионерском Отделе через «Обещания Веры» планировать количество миссионерских семей работающих на передовой. В Церкви Христовой где соединяются одновременно естественная организация системы и сверх естественная жизнь Тела Христова очень важно кроме планирования и бюджета развивать шаги и путь веры. Каким же образом создается баланс этих двух сил на любом из трех уровней – в миссионерской семье, в церкви и в объединении церквей:

планирование, зрелость и подготовка семьи для дела миссии, и при этом – их подвиг веры, жертвенность и великие чудеса в созидании новой церкви и в спасении людей…

побуждение, мотивация и зрелое участие всех членов общины во время ЦМК, и при этом – особые переживания чудесного Божьего вмешательства в финансовых делах наших семей, в особых Его благословениях для жертвенного дальнейшего участия всей общины в поддержке миссионеров…

четкая система планирования и бюджетирования работы миссионеров в объединениях, и при этом – готовность к особому Божественному участию умножающегося дела миссии в регионах и шире – и все это – дело веры, определенные риски Региональных Благовестников — Руководителей, их подвиг веры и их посвящение!

Таким образом все три уровня: миссионерская семья, община и межцерковное объединение — развивают зрелость и ответственность в планировании со своей стороны, при этом развивают Опыт Веры — ожидание особого Божьего вмешательства, выводящего их за рамки планируемых шагов.

Вся история мировой миссии состоит из образцов веры и подвига отдельных людей. Это история Ветхого и Нового Заветов, это история развития Миссионерского Евангельского Движения в мире в прошлые несколько столетий. История Божьей работы среди Его рабов верных Ему в служении до смерти. Но никакая церковная организация, формирующая бюджет для работы своего штата не вправе требовать от своих миссионеров личной жертвенности в той сфере, в которой сама организация ответственна за эту работу ради миссии. Прошу вас понять меня правильно. Есть жертва личности, а есть ответственность и жертва организации, которая направляет эту личность, иначе зачем нужна была бы эта организация. Есть то, что обязана сделать организация (трудоустройство, соцзащита, юрзащита, прописка, отпуск), а есть то, что остается на жертвенности личности миссионера и его семьи (и это обычно намного больше!). И то, что сможет сделать организация будет преумноженно жертвенностью миссионера. А иначе получается, что организация только и знает, что напоминает миссионеру о необходимости его жертвы, при этом отказывается идти путем жертвы со своей стороны, несмотря на то, что управляет она не своими ресурсами, но пожертвованными, от многих детей Божьих ради дела миссии.

Вывод:
«Святое-святых» Евангельской Церкви – это Дар Веры, и не только «спасающей однажды», и не только сохраняющей до вечности, но и дар Веры Миссионеров. Верою они совершают подвиг своего служения и «Обетом Веры» все дети Божьи поддерживают их служение. Все это – подвиг веры, святыня Церкви. Именно поэтому апостол Павел называет финансовую поддержку миссионеров – «дар и участие их в служении СВЯТЫМ»! 2Кор.8:4. А самих посланников – миссионеров величает следующими словами: «а что до братьев наших, это – посланники церквей, СЛАВА Христова»! 8:24

Остаются вопросы: а возможны ли другие Модели организации Миссионерского Фонда? А почему не заработали эти Модели в других объединениях? А как поддерживать зарубежную миссию? А что мы сделали не так в нашем служении и формировании МФ, из-за чего не развивалось Миссионерское Евангельское Движение в наших странах? Об этом — на следующей неделе… если будем живы и Господь позволит!

Исповедь Епископа — 4. «Миссионерский Фонд»

Одна из основных моделей межцерковного служения, которая формировалась в эти пост перестроечные годы – «Миссионерский Фонд», как служение местных церквей через дерзновенную жертвенность христиан по «Обещанию Веры». Мы так и не смогли до настоящего дня воссоздать эту модель служения, и тем самым раскрыть служение Веры каждого члена Церкви Христовой ради Миссии, – модель, утраченную в семидяситилетний период истории страдающего братства. Для кого-то это новое служение казалось «копированием» опыта зарубежных христиан, но на самом деле это и библейская модель ранней Церкви и наш местный национальный опыт в прошлые века.

За прошедшие 20 лет только в четырех-пяти региональных объединениях (не буду здесь их называть…) начали учиться этому служению новые общины, а в остальных СОТНЯХ региональных и республиканских объединениях этот «Миссионерский Фонд» так и не создан и не начал практиковаться в наших странах. Внутренняя миссия так и не стала делом поместных общин. Более того, в этих «четырех-пяти объединениях» эта модель служения так и не была отработана до деталей, чтобы можно было ее смело тиражировать среди остальных и быть принятой ими. Хоть очень было бы логичным, раз одно объединение смогло смоделировать и помочь другим четырем, то почему бы не доработать эту модель этим пяти и не передать другим по четыре – двадцати; и так далее… Вместо достижения качественной модели – ее начали размывать другими «опытами и частными сборами» и списывать на экзотические поедки, под видом «зарубежной миссии» – что окончательно разрушает принцип «Миссионерского Фонда» для служения внутри страны, и не служит благом для зарубежных шагов.

Имея право на Исповедь, участвуя лично в этом процессе и понимая его изнутри, я с огромной скорбью смотрю на это разрушение, и желаю каяться сегодня во многих упущениях; и вместе с вами переоценивать Божью цель и Его задачу поставленную перед Местной Миссионерской Церковью ради дела великой Внутренней Миссии. Но, начнем все попорядку!

Давайте посмотрим в историю возникновения Братства еще в позопрошлом столетии и благоговейно приобщимся к этим строкам. Протокол конференции союза верующих крещенных христиан, Ново-Васильевка, 30 апреля и 1 мая 1884 года. (Пунктуация и опечатки сохранены мною по тексту оригинала. С.Б.) В этом первом протоколе Братства, представляющем первые годы служения в наших странах, мы читаем о том, как собирались пожертвования от членов общин и от самих общин, по принципу «Обета Веры» и посвящением наперед:

«Вся конференция была исполнена радости и благодарения к Богу, что Он нам везде открывает дверь веры для благовестия о великом и всемогущем спасении нашем через Иисуса Христа и что он вместе с тем нам бедным и слабым чадам своим дал усердных братьев, имеющих ревность выйти и проповедовать бедным грешникам о любви нашего Спасителя.

Но при все том были бы связаны наши руки для этого дела, если бы премудрый наш Иегова не управлял сердцами наших дорогих братьев и сестер, которые в прошлом году пожертвовали на жертвенник миссии свои лепты…

… От председателя были сделаны некоторые поощрения к сбору для миссии: членам миссионерского комитета были даны указания, чтобы собирать деньги для миссии вовремя, т.е. через каждые три месяца и представлять таковые в союзную кассу. Так как каждый член при вступлении в общину обязывается жертвовать для этого благого дела, то обязательно, чтобы каждый брат или сестра по возможности силы и с охотой исполнил это свое обещание. Хороший пример в прошлом году дали сестры Ново-Васильевской церкви из которых некоторые назначили для Господа доходы от одной курицы, т.е. что снесла в течение года, продали яйца, чем собирали более 37 руб. Иногда человек думает, что он ничего не может пожертвовать, но если он имеет любовь к Господу, то он находит и возможность оказать Ему, любящему и искупившему нас, взаимную любовь. Братья земледельцы могли бы Господу жертвоваться часть посева, — сестры часть огорода или виноградника или сколько снесет одна курица, а ремесленники часть доходов своего ремесла. Было бы желательно, чтобы все братья и сестры старались отдавать Богу все, что имеют, и чтобы ежегодно 10-я часть была положена на жертвенник благодарности. Все депутаты опять узнали важность пожертвований и что последняя суть барометр внутренней духовной жизни. Поэтому необходимо возбуждать желание во всяком члене братства для вспоможения в этом благом деле».

Речь сегодня идет не о поиске каких-то целевых пожертвований от зарубежных церквей, но о развитии самосознания и самофинансирования местной национальной церковью миссионерского служения ради спасения своих соплеменников. Речь идет об отстутсвии этого самосознания и самофинансирования на уровне мотивации в каждой общине, а так же на межцерковном уровне организации этого служения и ответственности. В предидущих главах я уже писал, что именно на межцерковном уровне произошел срыв в развитии Миссионерского Евангельского Движения в наших странах, и именно на уровне Объединений служители слабо разрабатывали модели, достойные их утверждения и умножения для других регионов.

Предполагаю, что читающий эти строки скажет: это не мой уровень ответственности и не мой уровень мышления; что делается в регионах – ответят Епископы. Но завтра вновь многие из вас будет участвовать в выборах, в оценке деятельности и в определении курса, каким идет Братство! Послушайте – это ответственность каждого из нас: о чем мы молимся, на что благословляем, что финансируем и что одобряем. Поэтому не спешите так просто отгораживаться от общей нашей задачи.

Почему так важно было для нас в эти годы развивать местную национальную церковь, миссионерски ориентированную в наших странах, а не довольствоваться первыми наработками, опытами и обманчивыми успехами? Ведь в начале формирования Братства, более 140 лет назад, столько было положено сил и жизней, чтобы утвердить модели миссионерского служения и миссионерского фонда; какой огромной ценой местная церковь тогда формировалась, как миссионерствующий организм в наших странах. Однако последующие после революции, а затем послевоенные годы уничтожили даже право на мысль о миссионерстве и о благовестии в национальной церкви. Вот почему сейчас так важно было достичь полного восстановления Библейского понимания этого служения во всем Братстве; воссоздать рабочие модели миссии и «Миссионерского Фонда» во всех объединениях, как норму, ради созидания тысяч и тысяч новых общин на постсоветском пространстве. Это не частный и не риторический вопрос; это не дело одного объединения, и тем более не гордость за достигнутое в одном регионе, иначе оно слишком быстро и легко разрушается.

Где предел-минимум зрелости местной национальной церкви, раньше достижения которого недопустимо останавливаться или наоборот, идти на международные шаги и надрывать веру слабого огранизма? Насколько нами достигнуты Божьи цели в нашем народе в наше время для следующего шага или мы упустили время относительной свободы для создания фундаментальных основ миссионерского служения?

Есть общепризнанное понимание зрелой национальной церкви: Самоуправляемая, Самофинансируемая и Самоумножающаяся. И это не новость!

1. Но при этом мы были свидетелями за прошедшие 20 лет в неспособности к Самоуправлению в объединениях (кто платил, тот заказывал музыку, не буду называть, что переживают в России и в Украине, сами читаете FB…).

2. Неспособность или бессилие проявлялось и в непонимании Самофинансирования (искуственная слабость и зависимость от вассалов, хоть некоторые общины показывали образцы зрелости, были наученны и показывали высокий уровень жертвенности). Но это так и не стало Миссионерским Евангельским Движением среди наших народов.

3. Безсилие проявилось и в Самоумножении. Как это не парадоксально, но проявляя экзотический интерес к зарубежной миссии (Израиль, Индия и др.), на самом деле открыто выражался страх перед развитием и расширением границ внутри наших стран (Юг-Север, Запад-Восток), страх от расширения горизонтальных отношений Миссионерского Евангельского Движения и большей своей вовлеченности в него на уровне Содружества (срабатывал инстинкт самосохранения и незрелости, «моя хата с краю…»).

Уже на заре зарождения Миссионерского Евангельского Движения в наших странах стояли те же вопросы от регионов, объединений и обсуждались пути расширения их полномочий. Вот что мы читаем в том же протоколе:

«Для Кавказа письменно было изъявлено желание:

1) со стороны Тифлисской общины, чтобы им был в миссионеры назначен В.В.Иванов с полным жалованием, т.е. на один год;

2) со стороны Владикавказской общины брат Е.М.Богданов пишет конференции мнение ее в том, что эта община желает продолжать работу миссии всеми соединенными силами, имея общую миссионерсую кассу, но с тою просьбою что-бы а) представить им возможность иметь на Кавказе отделение миссионерской кассы, б) продоставить им право избрать миссионеров для Кавказа из тамошних братьев. Имея теперь ввиду, что от всего Кавказа из одной Тифлисской общины были предлагаемы в пользу союзной кассы 50 руб., то конференция решила: предоставить из миссионерской кассы 200 р. на жалованье бр. В.В.Иванову, которого конференция назначила на один год деятельности в винограднике Господнем на Кавказе, надеясь, что кавказские общины найдут возможность дополнить из суммы отделения кавказской кассы остальные 300 р. и путевые расходы – и что это распоряжение съезда вполне соответствует желанию Кавказских братьев.»

Итак, до тех пор, пока не создана Модель «Миссионерского Фонда» для поддержки Основателей Новых Церквей в наших странах, трудно говорить о зрелости местной национальной церкви для служения в других странах. Лично я – за служение в других странах, пусть не покажется, что я ограничен в понимании зарубежной миссии, но я против разрушения Модели внутреннего «Миссионерского Фонда»! Я – за создание второй Модели – для зарубежного миссионерского служения (назовите «Сеть индивидуальных жертвователей» или еще как-то), но против путаницы, размывания и подмены понятий. Это не приводит к зрелости, не утверждает местную национальную церковь – но ведет к манипуляции и злоупотреблениям в руководстве. 2 Коринфянам 8:20 «остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению».

А именно в финансовых вопросах миссионерского служения должна быть зрелость у руководителей и ясность в принципах, что и мотивирует верующих к еще большей Вере, жертвенности и к повышению служения «Обетов Веры».

В том же протоколе за 1884 год мы читаем:

« III. О кавказском отделении кассы и миссионерского комитета.

По писменному предложению брата Е.М.Богданова, Кавказские общины просят им продоставить возможность иметь отделение союзной кассы и отделение миссионерского комитета для наблюдения и указания работы тамошних миссионеров. Конференция после долгого обсуждения решила следующее: дозволить Кавказским братьям иметь:
1) отделение миссионерской кассы с тем, чтобы кассиром этого отделения был один из тех членов, которые назначены конференциею членами главного комитета; этот кассир отдает здешнему кассиру миссионерской кассы и всей конференции отчет о кассе Кавказского отделения;
2) что касается выбора отделения миссионерского комитета, то Конференция решила дать Кавказским братьям возможность, только с тем условием, чтобы такой комитет оставался в союзе с здешним и распоряжался только тамошними миссионерами, исключая бр. В.Г.Павлова, который считается миссионером всего союза и который остается в распоряжении главного миссионерского комитета…»

Каким же практическим образом формировался «Миссионерский Фонд» в нескольких объединениях в наши годы, какие принципы работали и какая этому Библейская основа – об этом в продолжении, через неделю, если Господь позволит…

Исповедь Епископа — 3

Не раз я слышу в эти дни одни и те же вопросы: «Возможно ли как-то более конкретнее и проще объяснить – какие модели и образцы служения могли и должны были развивать межцерковные объединения, чтобы реально СЛУЖИТЬ, а не пытаться управлять общинами и служителями? Какое моделирование могло бы реально помочь умножению и развитию Миссионерского Евангельского Движения в наших странах и городах?» В этой главе я постараюсь частично ответить на эти вопросы.

Понимая богословие протестантских церквей, мы исповедуем учение о всеобщем священстве всех верующих (исключающее понятие «клир» и «миряне») и о независимости каждой поместной церкви (исключающее жесткую «вертикаль»), и поэтому с большой осторожностью относимся ко всяким над церковным надстройкам. Но учитывая гигантскую территорию которую населяют русско-говорящие народы и «рассеяние» по ней, а так же понимая, что с различных сторон против Евангельского Движения велась и продолжает проводиться целенаправленная война на этой территории – мы задаемся вопросом: чем реально может послужить межцерковное объединение евангельским церквям и их умножению?

Так как не все могли быть в «шкуре епископа» или служить в качестве Благовестника региона или Благовестника Братства, хочу повиниться перед вами, что сам был многие годы в этом служении (читайте «Раскаяние пастыря–2») и многократно ощущал слабость и бессилие в оказании ожидаемой от меня помощи; и наблюдал эту слабость в служении дорогих мне братьев – видел как они буквально сбрасывали с себя эту нелегкую ответственность, так и не пережив полноты силы и победы в духовной войне. Это выражалось и в неспособности «дослужить» до конца избранного срока и в нежелании быть избранными на новый срок ответственности, в неспособности и нежелании участвовать даже в Совете Объединения.

Забегая вперед в этой третьей исповеди я только лишь обозначу некоторые модели служения, которые призвано развивать объединение в помощь миссионерским группам и формирующимся церквям, и, соответственно, в помощь основателю новой церкви и в поддержке пастырю по укреплению существующей общины. Я позже рассмотрю детальнее каждую из этих моделей отдельно, так как в каждой из этих сфер есть множество вопросов, для уточнения и для переоценки, для сердечного выражения моей исповеди и для нашего общего изменения в служении пред Господом.

Апостол представляет сильное желание от имени Павла, Силуана и Тимофея: «…чтобы себя самих дать вам в ОБРАЗЕЦ для подражания» 2 Фесс.3:9. Итак, какие образцы или модели могли и должны были представлять Благовестники Братства в эти уникальные перестроечные годы открытых дверей:

1. Модель согласованного «Миссионерского Фонда» для многократного умножения служения Основания Новых Церквей на наших территориях. Мы имеем достаточно библейского основания (2Кор.8-12 главы), а так же достаточно опыта в других странах в эти дни, чтобы говорить об этой, так и не сформированной модели служения среди наших местных церквей и объединений.

2. Модель «Типовых Домов Молитвы» для облегчения служения местных миссионеров-основателей, и для привлечения необходимых ресурсов ради мультипликации этого благословения.

3. Модель «Стоительного Фонда» для продолжения строительства типовых зданий, чтобы многократно высвобождать силы поместных общин, а иначе – зачем тогда и нужна эта «над церковная надстройка»?

4. Образец «Доступного Образования», которое может быть с радостью востребовано Божьим народом, но оказывается недоступным многим детям Божьим из-за его оторванности, академичности или дороговизны.

5. Образцы «Миссионерских Проектов»…

6. Образцы «Образцовых» Церквей…

7. Модели «Движения»… И так далее и еще многое другое, и обо всем этом – в каждой последующей главе!

Именно решение этих задач, осуществление таких шагов и действий ожидалось от объединений и их руководителей. И если мы не смогли выполнить свои функции на этом уровне ответственности, то чем мы послужили общинам?

Сейчас я хочу еще раз подчеркнуть, что «Зрелость христианина» не нуждается напрямую в союзе и объединении, но зависит от следования за Христом в послушании Его Слову. Точно так же и «Зрелость поместной общины» не зависит непосредственно от объединений или союзов, но зависит полностью от преданности Пастыря Библейскому учению и его готовности жертвенно и с любовью передавать Истину Божьему народу.

Но при этом мы осознаем особую ответственность за судьбы народов, среди которых поселил нас Господь, и за особую привелегию служить делу расширения Миссионерского Евангельского Движения. Ради этой цели зрелые христиане и зрелые общины объединяются в этом движении, доверяя часть своих полномочий Объединениям и ожидая от них выполнения порученного им дела и поставленной перед ними задачи!

То, что не в состоянии сделать одна община или один регион, можно сделать сообща, при условии, если силы будут тратиться не на сомосохранение и самовыживание или, тем более, на самоутверждение этих структур (как будто в них самих есть ценность), а ради умножения зрелых церквей в их совместной синергии сил.

Исповедь Епископа — 1

Моделирование: только в бизнесе или и в церкви?

Современный мир бизнеса уже давно пришел к необходимости создавать торговые бренды, модели, франшизы и использовать глобализацию как возможность одновременного заполнения мировых торговых площадок. Как правило, модель долго создается и отрабатывается (напр: iPhone 5), но в первый же день продаж по всему миру находят своих покупателей миллионы наименований этого товара.

Быть может, и я могу, заключив договор с сетью магазинов «Walmart», выпустить уникальную модель моего товара, и, если она оправдает себя, завтра же будет продаваться по всему миру?!

Насколько вопрос подобного «моделирования» уместен в сфере христианского служения?

Оценивая свой опыт прошедших двух десятилетий, я осмелюсь в нескольких главах представить вам «Исповеди Епископа», не только чтобы поведать о переживаниях моего сердца о прошлом. Я намерен поделиться своим опытом в надежде, что кому-нибудь это поможет в их служении и просто хождении перед Богом в будущем. Постараюсь быть предельно открытым и максимально затронуть актуальные сферы и злободневные вопросы.

Итак. Существует негласная заповедь: главному – уделять главное место. Насколько способность ее соблюдать помогает нам сосредоточиться на определенной сфере призвания в выбранном деле так, чтобы достичь качества, достойного многократного умножения?

Чтобы понять, насколько качественно вы исполняете свое призвание, оторвитесь от вашей «текучки» и посмотрите на себя глазами стороннего наблюдателя (имею в виду представителя не вашего союза или объединения). Они обычно задают резонные вопросы: «И зачем вся эта религиозная суета? И что же они достигают всей этой деятельностью? Какой итог они хотят реально получить в будущем?» Если вы думаете, что с таким экспериментом вам не справиться, то постараюсь помочь наглядными примерами. Например:

1. Представьте себе, что состоялись перевыборы в объединении, и только на следующий день после переизбрания вдруг осознаёте, что вы уже «никто»! Наступает «момент истины», и только здесь возникает логичный и честный вопрос к себе: «Зачем и на что я потратил эти четыре года? Ради чего была эта жертва (если была жертва!)? Чего же я достиг (или МЫ достигли)? А точнее – что самое главное я пропустил, чего не понял и не сделал?»

2. Посмотрите на вашу работу глазами «инвестора», который готов профинансировать служение в вашем регионе. У него есть принципиальные вопросы, которые не касаются деталей вашего служения! Вы спросите, что это за вопросы? Но разве вы не встречали их в «Рекомендациях» по поиску партнеров и инвесторов или, как принято говорить в христианской среде, «жертвователей»? Вот эти вопросы.
a. Каким образом это служение будет умножаться после завершения?
b. Как вы можете достичь образца этого дела, как смоделировать его для других?
c. Что можно будет тиражировать в других Федеральных Округах или в странах?

3. А представьте теперь, что обстоятельства изменились и больше нет возможности заниматься всей этой «текучкой» и «религиозной суетой». (Кстати, Тим, один мой знакомый, сказал, что для начала он подготовит и забронирует для нас в тюменском регионе бараки с окнами на юг, чтобы не так было холодно…). И вот, вы уже «отдыхаете» в местах «не столь отдаленных» и думаете: «Какую цель я преследовал? Какой образец служения оставил после себя? Почему было так много дел, но оказалось так мало результатов и плодов?»

4. Кстати, здесь мы и приходим к текстам Писания. Апостол Павел говорит: «Будь ОБРАЗЦОМ для верных….» (1Тим.4:12), «…держись ОБРАЗЦА здравого учения…» (2Тим.1:13), «…вы стали ОБРАЗЦОМ для всех верующих в Македонии и Ахаии» (1Фес.1:7), «…чтобы себя самих дать вам в ОБРАЗЕЦ для подражания нам» (2Фес.3:9). Это очень практичные вопросы! Какой образец мы представляем? Какая создается модель образа жизни, миссии, образования, зданий? Какая матрица для подражания, умножения и тиражирования формируется и воплощается?

5. Незаметно пролетают года и вот уже дети выросли в процессе всей этой «кипучей деятельности и предприимчивой гонки»… И уже дети задают нам нелицеприятный вопрос: «Так что же было самым главным в вашем служении? Что нам придется переделывать? А что предстоит делать заново?» И они вправе нас об этом спросить, ведь многое делалось и «за их счет»!

6. А вот уже и встреча с Иисусом, ведь скоро – Вечность! (Лук. 19:16-17). Помните о разговоре, который неизбежно состоится с Ним? «Хорошо…, мой раб,… в малом ты был верен… (а, может, это будет ВОПРОСОМ: «В МАЛОМ ты был верен?») Что это МАЛОЕ, модельное в твоей жизни? Что есть «малое», за что можно вверить БОЛЬШЕЕ? Не нужно путать и пытаться умалять значение слова «малое». Здесь речь идет не о мелочности, не о незначительности, а о правильном инвестировании этого «малого», чтобы получить доход, «умножение», чтобы отдать торгующим. И о том, что Бог ожидает от нас получить с прибылью. «Два таланта ты дал мне – вот другие два я приобрел…» (Матф.25:14-30)

Итак, были ли в прошедшие годы Богом определены для нас задачи моделирования для развития Евангельского Движения в перспективе? Достигнуты ли нами результаты в утверждении определенных моделей служения: мною, тобою, брат мой дорогой? Какие это модели служения?

О формировании этих конкретных моделей служения и самом процессе моделирования моя «Исповедь Епископа» в последующих главах!

Уличные библиотеки: Радостная Весть для ВСЕХ

Действительный год падения железного занавеса.
Некоторые думают, что занавес упал вместе с разрушением Берлинской стены в 1989 году. Для других это произошло позже, во время распада Союза в 1991 году. Для многих верующих из бывшего СССР – это 1000-летие крещения Руси 1988 год, когда в различных городах разрешили праздновать этот праздник и многие евангельские общины организовали многотысячные собрания и публичные крещения в естественных открытых водоемах.
Лично для меня оказалась важной другая дата за год до этого праздника, 1987 год, – в этом году в СССР были сняты запреты и отменены ограничения на международную переписку и пересылку по почте небольших бандеролей – это действительно было падение железного занавеса, так как открывалось право получать духовную литературу и право на свободное получение Чудо-Книгу Священного Писания!

Чудо-Книги в Церкви!
Да, в эти годы мы уже сотрудничали и знали адреса некоторых друзей, которые контрабандой перевозили духовную литературу и отправляли первые посылки… Но, когда мы узнали об отмене закона о международной переписке – мы собрали у членов нашей общины все подобные зарубежные адреса, а так же попросили желающих (тех, кто не боится получать посылки из-за рубежа) дать нам свои адреса и обещание сдавать литературу в общее пользование для церкви. И, о, чудо! Десятки, затем и сотни посылок от частных лиц и от миссий с Библиями и Евангелиями, с различной духовной литературой наша церковь стала получать еженедельно и так несколько месяцев подряд – мы стали духовными богачами! Но разве только ради нас эта пища, сколько нам нужно было книг, чтобы напитаться самим? Здесь мы невольно вспоминали: «и ели и пили, … и пошли и спрятали, … и там взяли, и пошли и спрятали. И сказали друг другу: не так мы делаем. День сей – день Радостной Вести, если мы замедли и будем дожидаться утреннего света, то падет на нас вина. Пойдем же и уведомим….» 4Царств 7:8-9.

Чудо-Книга доступна для всех на Улице!
Что означала эта книга для обыкновенного советского жителя города, постороннего прохожего нашей улицы, нашего парка? Мы в общине имели и при коммунистах минимальное количество Библий, пусть только одну на семью, пусть даже только Новый Завет на семью – но все же мы читали, заучивали на память, переписывали от руки! А люди, выросшие под коммунизмом, даже не видели вообще Библию! Можно себе представить, какими глазами в те первые годы развала коммунизма – 1987-1988 – простые граждане смотрели на эти священные Книги? С каким трепетом и «неподдельным целованием» они брали первый раз в руки Писание! Господи, откуда эти люди пронесли в своих генах, в своих сердцах этот страх и трепет перед неведомой Библией? Через какие потрясения и глубинные кладовые своей памяти они сохраняли все эти годы воспоминания, полученные от своих дедов и бабушек в рассказах о Вечном?! И вот пришло это время, долгожданное и почти нереальное, воображаемое в смелых мечтах и предсказанное в дерзновенных пророчествах о России – что любой житель коммунистического мира может свободно прикасаться с Священному Писанию Великого Бога и на этих страницах встретиться лицом к лицу со своим Спасителем и Господом, Иисусом Христом! «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Иоан.4:35

Улица – Храм для сердца.
Мне не забыть те удивленные и восторженные, немного запуганные и утомленные взгляды людей старшего поколения, которые в очередной уикенд подходили ко мне, еще молодому человеку, чтобы обменять прочитанную за неделю книгу на новую, но еще более для того, чтобы рассказать молодому верующему парню о своих переживаниях и поведать свою сложную судьбу, или судьбу своих детей. Перед моим взором – пытливый взгляд молоденьких ребят и девчат, которые приходили к нам, пофилософствовать о Вечном с умным, реально верующим дядькой. Эти уличные исповеди и тихие молитвы после поведанной истории – оставили во мне неизгладимое впечатление от того, что я был очевидцем сотен и тысяч мгновений удивительных встреч Неведомого Бога и Его потерянных заблудших сыновей и дочерей. Я иногда спрашиваю себя, когда это Господь так преисполнил мое сердце любовью к родному народу и дорогим моей душе согражданам и соотечественикам – и отвечаю сам себе: это было на улице, в парке, на Арбате моего города, где я был реальным свидетелем и даже участником этих встреч Временного и Вечного!

Улица – гимназия жизни.
При этом Бог работал не только над душами Своего заблудшего творения, но и над сердцами Своих детей, верующих в Него долгие годы. «Ибо кто постыдится Меня и Моих Слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий…» Марк.8:38. Выходить на улицу и выносить сумочку с книгами не стыдясь стоять рядом с ними, разложив их на попавшийся под руку кортонный коробок или на самодельный раскладной столик? А как поймут меня соседи, а как будут смотреть на меня сверстники, а насколько это действительно пришедшая свобода или очередной трюк коммунистов по выявлению самых ревностных отщипенцев? Но проходили неделя за неделей отвоевывания своего места и своей духовной территории на улице, как укреплялись духом Божьи добровольцы, набираясь необычайного опыта нового служения, и постепенно привыкая к новому для себя имени – «Уличные Библиотекари». Из рассказов наших стариков мы слышали о «книгоношах» в дореволюционной России, знали не понаслышке о «подпольных группах» в наши дни, участвовали в «лесных собраниях», слышали о «библейском часе» откуда унаследовали прилипшее название «штунда» — штундисты… но вот быть «Уличными Библиотекарями» – о таком мы не слышали и не предполагали для себя! Не было ведь такой традиции у ранней Церкви, да и в нашей ранней истории мы не читали о таком?! «А может это вообще нехристианское или недуховное служение – «Уличный Библиотекарь»? Ответы для себя мы получили позже.

С Улицы – в Храм
Уличные библиотекари думали, что они просто выполняют кротковременную задачу – постоять по субботам или воскресениям на одном и том же месте в парке или на прохожей части улицы, и вот-вот поутихнет интерес к Писанию, ослабеет ревность детей Божьих и уйдет бесследно временный порыв веры… Но на самом деле шла закладка фундамента далеко идущих новых отношений со своей улицей и с районом, со своим поселком и даже с городом! На самом деле Господь закладывал основания будущих новых церквей в этих населенных пунктах и основание в сердцах будущих служителей – новых Пастырей! Но не все мы это понимали в тот момент истории. Не каждый применял к себе это высокое право – быть Пастырем Церкви. Вот быть пастырем для этих людей, беседовать с ними, подсказывать, советовать, молиться с ними и за них – это да, это уже делал почти каждый из уличных библиотекарей, не отдавая себе отчета в том, что это и было Истинное Пастырство. На самом деле, когда ты начинаешь простое и маленькое служение с подачи Самого Господа – то оно постепенно превращается в огромное событие, так как в нем участвует с тобой Сам Бог! «Не говори: «я молод», ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» Иер.1:7.

Верный в малом – над многим тебя поставлю
Вот таким образом – начинались первые библиотеки, сначала через почтовую пересылку духовной литературы, а дальше – больше. После первой же личной встречи с Вальдемаром Цорн в Украине мы получили приглашение приехать в Миссию и после посещения ее, поступления книг уже было не посылками, а машинами, микро и макро бусами и контейнерами! Соответственно и количество библиотек уже измерялось не десятками, а сотнями на Юге России. И участвовали в этом служении уже не одна церковь и даже не одно объединение церквей, но братья и сестры из разных церквей дерзали в своих города в этом служении своему народу.

С Улицы – в Университет
Наши библиотекари нуждались в дополнительном ободрении, тренинге и подготовке: как эффективнее работать с базой данных читателей, как оригинальнее c церковной группой проводить по 2-3 часа на открытой городской площадке около библиотеки, как собирать читательские встречи? Как доносить на этих встречах людям, воспитанным в атеизме, основные истины Библии? Как заинтересовывать новых читателей участвовать в этих встречах неоднократно? Так от семинаров к семинарам для наших библиотекарей формировались постоянные библейские группы по изучению основ Христианства, постепенно рождались церкви. После первых спонтанных тренингов и семинаров для десятков и сотен уличных библиотекарей – родилась идея создания заочного обучения в виде Колледжа. И уже через год – эта идея переросла в реальный Христанский Колледж «Ломпадос» и будущий Университет. И снова Миссия «Свет на Востоке» оказала смелую поддержку этому проекту и выкупила 2х этажный особняк, который стал первым базовым зданием на несколько лет развития будущего Кубанского Евангельского Христианского Университета. Это сегодня мы видим новые большие здания Университета и выражаем благодарность Христианскому Миссионерскому Альянсу Америки и Канады, которые участвовали в строительстве этого комплекса на Юге России. И лишь немногие помнят, что первый шаг по созданию этого заведения и первое здание для начала работы было куплено Миссией, которая скромно занималась «книгами и журналами», доносила их до своих читателей и поддерживала тех, кто на местах работал с этими чудо-книгами, а точнее, с читателями этих книг.

От Книги на Улице к Церковным Объединениям
Постепенно работа с читателями в различных кафе и клубах (так называемые «читательские встречи») переформировывалась в новые общины евангельских христиан, которые как грибы на орашаемой Евангелием почве появлялись то тут, то там… Десятки и сотни новых Церквей создавались в разных регионах бывшего советского союза, формируя естественные взаимосвязи между собою, превращаясь в новые миссионерские объединения церквей. Сегодня – это уже целые церковные союзы и даже деноминации, которые формируют между собою свои Альянсы и Содружества.

Из Храма и Альянса – снова на Улицу с Книгой!
Сегодня бывшие простые «Уличные Библиотекари» вынуждены увлеченно выполнять работу менеджеров и управляющих в формирующихся Евангельских Альянсах в качестве «президентов». При этом новые простые сограждане, которые уже не помнят историю коммунистического прошлого и все более растущие в своей популяции грешников, продолжают блуждать по обновленным и вестернезированным улицам городов при свете блистающих красных фонарей и по лобиринтам замирающих окраин… Они вновь остаются одинокими странниками среди запруженных улиц безбожной жизни.

Многомиллионная Улица одиноких странников снова ожидает Человека с Книгой! «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» Ис.6:8

Пастырь Церкви «Радостая Весть», Москва, Семен Бородин,
(Бывший библиотекарь и сотрудник Миссии «Свет на Востоке»).