Потрясающий Декабрь — 2017.

Потрясающий Декабрь:

— Форум Благовестия и Миссии – «Приумножение»;
— Семинар «Экклесия», совместно с командой «Деяние-29»;
— Первый Модуль «Библейского Душепопечения» в Церкви «Голгофа»;
— КСО для преподавателей в Московской Богословской Семинарии;
— Встреча с лидерами Всемирного Лозаннского Движения;
— Преподавание в Санкт-Петербурге и встреча с разными служителями;
— Общение преподавателей Хаггай-Интернешнл в Москве…

И все эти события в течение двух недель Декабря-17. Потрясающе!
И везде были получены Рабочие Тетради «Русь. Благовест. XXI Век»!

Что дает это для развития Движения «Русь. Благовест. XXI Век»?

Насколько действительно Благовестие будет захватывать нашу жизнь и станет Образом Жизни Евангельской Церкви в России в ближайшие годы?

Актуально ли говорить о смене Парадигмы Благовестия в наши дни?

Тысяча Рабочих Тетрадей «Русь. Благовест. XXI Век», вместе с тысячью участниками этих дней в Москве, разъехались по всем республикам бывшего союза. На местах служители перечитывая этот материал и пересматривая Новую Парадигму Миссии, по-новому воспринимают:
— значение Поместной Церкви в деле Благовестия;
— статус Благовестников в Церкви;
— возможности Школы Благовестия…
для осуществления всего служения Местной Церкви в наши дни.

www.RusBlagovest.ru

После этих двух недель по-особенному нужна всеобщая молитва, пост и усиленная ходатайственная молитва за славянский мир на Евразийском пространстве: «Поднимите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и созрели к жатве!
Жатвы много, а делателей мало! Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою!»
Иоан.4:35; Матф.9:37-38

Форум «Приумножение»

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Мтф.18:11

Вот и прошел Форум Благовестия «Приумножения». Масса впечатлений и вдохновения, получены частичные ответы и больше стало ясности.

При этом появилось множество новых вопросов и стали понятны вызовы, которые стоят перед Церковью в нашей стране. Насколько мы развиваемся в Благовестии, что мы преуспели в Миссии? Что за новое понятие прозвучало – «миссиональная» Церковь, насколько оно даст больше ясности или уведет нас дальше от реального Благовестия Образом Жизни?

С чего мне нужно начинать лично, а что мы должны как поместная церковь делать в деле Благовестия, что переоценивать и обновлять? Кто действительно среди нас призван к активному служению в этой сфере и будет катализатором для остальных, а что я могу делать не ожидая толчка? Что вообще зависит от индивидуального служения, а что принципиально зациклено на общем устройстве общины или, точнее, на неустройстве?

Как это здорово, что эти вопросы не риторические, и даже не повисающие в воздухе! Это молитвенные вопросы к Господину Жатвы, Который их слышит, Который рядом с нами и ожидал – когда же эти вопросы будут вызывать в наших сердцах тот же отклик и волнение, что и в Его Сердце: «Адам – где ты?»

И вот мы – на одной волне с Ним! Значит Форум – достиг первую цель!

5А — Этапы развития Церкви и Бюджета

Поэтапное развитие самих служителей, Церкви и Бюджета Церкви

1. Призвание Божье быть Основателем Новой Церкви определяется как зрелостью характера, так и духовными дарами к благовестию, пастырству и учительству.
Важно так же видеть зрелые способности и навыки у этого человека:
— умение ставить духовные задачи, нужды и потребности людей выше (их и своих) финансовых и имущественных вопросов;
— проявление заботы об окружающих людях в их радостях, проблемах и в их кризисах, включая финансовые;
— жажда служить согражданам и соотечественникам в любых условиях, во время подъема экономики и в кризисном упадке;
— наличие выработанного иммунитета против искушения в финансовой сфере: от долговой, корыстной, так и от других зависимостей.
«Заклинаю тебя сохранить это без предубеждения, ничего не делая по пристрастию… Ты же, человек Божий, убегай этого, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости… Завещаю тебе соблюсти заповедь чисто и безукоризненно…» 1 послание к Тимофею 5 и 6 главы

2. Научение участников Церкви жервенному служению и пониманию Божьего призвания к «Благодатной Десятине» (а не к букве закона), помогает в начале служения группой 10-20 человек покрывать свои расходы: чаепития, инструменты, детские пособия, стулья – для самообслуживания.
«Испытайте Меня, — говорит Господь Саваоф, — не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» Мал. 3:10

3. Научение и развитие жертвенного служения «Благодатной Десятиной» помогает в процессе развития Церкви (30-50 человек) покрывать расходы собраний: аренда небольшого зала, классов, аппаратуры.
«…Благодать Божья, данная Церквям Македонским, ибо они среди великого испытания… и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия… – я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, на что мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией!» 2 Кор. 8:1-5

4. Научение и умножение жертвенного служения «Благодатной Десятиной» дает возможность Церкви (60-80 человек) освобождать для служение своего Пастыря и покрывать текущие расходы служения.
«Я не был вам в тягость? Простите мне такую вину» 2 Кор. 12:13-19
«Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам…» 2 Кор. 11:7-9

5. Научение и умножение жертвенного служения «Благодатной Десятиной» и Миссионерским служением «Обета Веры» помогает Церкви (150-200 человек) освобождать для служения второго или третьего служителя (Благовестника, Учителя) для умножения Новых Церквей или Новых Групп в данной Церкви.
«С возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и за пределы ваши (далее вас) проповедовать Евангелие…» 2 Кор. 10:13-16

Этапы роста Церкви – социологический взгляд

Этапы роста Церкви – социалогический взгляд. Некоторые идеи в оценке роста групп взяты из материалов «Путешествие по Библии»

В растущих церквах особенно осознается роль групп различной численности и работы в них (больших, средних, малых), имеется представление о динамике развития этих групп и о том, как преодолеть социологические факторы, препятствующие их росту.

Структура – как скелет в теле. Без скелета тело как медуза на полу. В начале создания церкви о структуре мало говорят, но со временем – это принципиально. На тело смотреть хорошо, на скелет – неприятно. Не всегда сработает опыт одной системы для другой, как и опыт из одной страны для другой.

Деяния Апостолов 2:42-46. В их опыте главным были взаимоотношения, и затем определенная система – “в храме и по домам”. Начало было не с групп, а стразу три тысячи, пять, еще и еще – через несколько дней – мега церковь. Не было менеджеров, не посещали семинары по управлению – рыбаки и пастухи. Но сразу они перешли на идею “Храма и Домов”. Проповеди обсуждались по домам.

В растущих церквах осознается нужда в группах различной численности. Не все необходимо объяснять духовно, иногда есть практические причины, естественные предпосылки. Необходимо постепенно пересаживать цветок из малого в больший и еще больший сосуд. Не любой скелет способен выдерживать те же нагрузки или действия.

Социологические барьеры, связанные с численностью группы:

1. 10-20 человек. Растут медленно. Фокус перемещается вовнутрь. Добейтесь чтобы люди начали смотреть во вне. Поставьте свободный стул в кругу, пусть молятся о других людях. Церковь единственная структура, которая создана для людей которые еще не принадлежат ей. (Бюджет 30-70 т.р.)

2. Церковь одной группы. 25-50 человек. Пастор частично работает, у всех хорошие отношения, друзья, атмосфера любви, свой сленг, гости – новички. Иногда рост – затем опять спад и уменьшение до 30. Подразделите церковь на разные задачи. Разделите ответственность на 2-3 лидеров, и так же на разные группы. Дайте задания и дайте им возможность иметь взаимоотношения любви. Одни молятся, другие изучают Библию, третьи планируют мероприятия. В группе будет служение назидания и поддержки.
Здесь часто проблема структуры и не всегда духовная. (Бюджет 80-150 т.р.)

3. Малая церковь. От 70-150 Пастор освобожден от другой работы. Много родственников. Семейные отношения. Пастор как лидер, учит и передает видение. Комфорт и удобство – главные ценности такой церкви. Нет желания расти, ведь нам хорошо, почему мы должны расти и терять эту атмосферы. Но в городе есть множество грешников, почему нам хорошо? Если ваше сердце расширяется любовью к Господу и не расширяется любовью к грешникам – вы заблуждаетесь. (Бюджет 200-300 т.р.)

4. Церковь среднего размера 150-250. Необходимо брать новых людей на полновременную работу. Одного или двух. (Бюджет 300-500 т.р.)

5. Большая церковь 250-750. Обычно 3-6 служителей освобождены (пастыри, благовестники, учителя), хорошая музыка, семейное служение, молодежное. Барьер роста – люди прячутся, более половины ничего не делают, сдают детей в воскресную школу, а сами спокойно слушают проповедь, и, возможно немного за это жертвуют. Структура сориентирована на программу. Решение – перейти от церкви с простыми малыми группами к церкви с группами-жизни, или перейти на дополнительные служения. Умножаться посредством новых собраний. Выявляйте новые нужды, чтобы использовались дары разных людей. (Бюджет 500-1000 т.р.)

6. Очень большая церковь 750-1500. Церкви нужны люди способные думать корпоративным мышлением, такие люди в корпорациях, в церквах таких людей мало, “Мудрые Управители”. (Бюджет 1-2 млн.р.)

7. Мега церковь 2000-5000. Обычно есть структура – матрица, для бесконечного роста церкви. Основной принцип: по мере роста – быть одновременно меньше. Основная задача – люди должны созревать, лидеры формироваться как служители, открываются новые служения и новые дары. (Бюджет 3-7 млн.р.)

В различных городах и в странах финансовые цифры будут разными, но одни принципы. Любая из этих церквей может быть влияющей, изменяющей жизнь, созидающей Царствие Его. Главное не количество, а спасение и преображение людей и их духовное влияние. Для количественного роста необходимо знать некоторые принципы, как, например, пересаживают растения, как удобряют и культивируют. Необходимо делать несколько шагов в «Мудром Управлении».

Пятая часть — Бюджет Поместной Церкви

Бюджет Поместной Церкви:

— Традиционные взгляды

Исследование бюджетной политики “традиционных” церквей показывает, что в них на непосредственную подготовку верующих к служению тратится менее 2% всех денег.

Большая часть средств из десятин и пожертво¬ваний, идет на зарплату различных работников, содержание зданий и практически ничего не выделя¬ется на развитие системы выявления и подготовки служителей. Вместо этого организовываются ПРОГРАММЫ по обучению добровольцев, которые будут участвовать в работе существующих программ.

Финансовая концепция традиционной церкви состоит в следующем:
а) построить ЗДАНИЕ;
б) создать ПРОГРАММУ;
в) нанять какого-то ЧЕЛОВЕКА для управления этой ПРОГРАММОЙ внутри этого ЗДАНИЯ.

В Церкви с библейскими приоритетами вопросы подготовки к служению, принцип подбора кандидатов на служения и обеспечение служений определяют все другие направления.

Ее финансовая концепция:
а) найти Богом призванного ЧЕЛОВЕКА;
б) подготовить его и ВВЕСТИ В СЛУЖЕНИЕ;
в) предоставить любые ресурсы (здания или что-либо еще) для выполнения им Божьей работы.

— Пирог Бюджета: Статьи Бюджета Церкви

После межцерковных отчислений (возможных) – у вас остается ваш «бюджетный» пирог-круг 100%, который вы “режете” пополам, затем одну часть пополам, и еще четвертушку — пополам:

— 50% — можете планировать на подготовку и содержание призванных служителей (одного или несколько, смотря сколько человек в общине?!);
— 25% — у вас будет уходить на содержание своего здания или на аренду (старайтесь не выходить за эту границу, иначе здание вас съест);
— 12% — это ваше приоритетное служение, ваша уникальность (есть церкви, у которых это Воскресная школа-классы, у других – Музыка-сцена-свет и экраны, у третьих – Реабцентры…) – я не утверждаю и не идеализирую – что лучше, какая модель, а просто подчеркиваю – здесь ваш приоритет; и тогда:
— 1% — подготовка и обеспечение Воскресного Служения;
— 4% — детское служение;
— 4% — диаконическое служение;
— 3% — молодежное служение;
— 1% — другое…

Последние 13% вы распределяете и перегруппировываете исходя из вашего посвящения и предпочтения.

Вы можете сами сделать анализ дружественных вам церквей и проверить их бюджет и их приоритеты. Средняя ли община или очень большая, не важно – процентовка будет близкой к этой. Мировой опыт показывает, что обычная схема – похожа на эту. Из какой статьи вы будете выкраивать и на чем или на ком экономить – вам решать.

— Свое здание или Аренда зала и офиса:

Основной похититель ресурсов Церкви – это несоразмеренное здание.

Я знаю новые развивающиеся церкви, которые арендовали офис и небольшие аудитории для вечерних занятий – и при этом бурно развивались, так как система обучения Библии, вечерних занятий, различных классов – была для них приоритетна. Я бы назвал этот подход – «Церковь-Библейская Школа».

Я так же видел развивающиеся церкви, которые делали акцент на больших залах и на концертах, постоянно приглашая яркие музыкальные группы… Число посетителей росло, они не успевали с подготовкой людей, но прихожан у них было очень много… Название к ним подходит «Церковь-Театр».

Знал и ячеечные Церкви, для которых вся жизнь и служение наставничества развивались в квартирах, кафе, парках, один на один… И только разовые мероприятия в больших залах позволяли иногда видеть друг друга и знать – какая же у них большая церковь – «Церковь-сеть-Групп».

Знал и других, которые имели свое огромное здание и не способны были сами его содержать, приходилось делиться с другими общинами временем, местом, своими правами, лишь бы от них хватало на оплату всех расходов – «Церковь-Общак».

Известная фраза принадлежит Черчиллю: «Вначале мы строим здание, а затем здание строит нас…»

Поэтому для развивающихся новых общин свое здание может быть благословением только на определенном этапе и при определенных условиях. Аренда бывает даже более удобна, как постепенная «пересадка растения» из меньшего сосуда – немного побольше, и далее еще больше.

Из каких статей обычно складывается расход на содержание своего здания:
— выплата кредитов после покупки;
— накопительный фонд на обязательный ремонт;
— текущие налоги;
— коммунальные расходы;
— сторожа и система охраны;
— уборка и обслуживание;
— оснащение и фунциональное обеспечение.
Хотите или нет, но все эти статьи вам нужно учитывать и оплачивать из вашего бюджета.

Поэтому расходы на здание не должны превышать 25%. Если больше – значит вам нужно будет сокращать штат призванных служителей в духовной сфере (50%) или урезать обязательные программы и сферы служения (25%).

— Библейское научение, укрепление и наставление в вере:

Так же как верующие нуждаются в «Укреплении и в Утверждении в вере», в такой же мере местные верующие нуждаются в научении Финансовой политике «Благодатной Десятины» – бюджетированию, достаточному пожертвованию для развития своей Церкви.

Научение людей Церкви жественности, материальному и финансовому служению исходя из того, что есть, а не из того, что кажется нужным – одна из задач в Укреплении и Утверждении в вере.
«Смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.» 2 Кор. 8: 11-13

Кризисы и проблемы как частного порядка, так и национального уровня допускаются Богом для воспитания жертвенности, терпения и доверия Богу в любых условиях.
«Назначил предопределенные времена и пределы их обитанию, чтобы они искали Бога…» Деян.Апост. 17:26-27

Неспособность к росту церкви и умножению местных церквей является духовной проблемой незрелости местных национальных служителей и недоверием Богу – Который в Своей власти усматривает все необходимое.

Четвертая часть — Благодатная Десятина

«Благодатная Десятина» в служении Поместной Церкви.

А. Дело Веры проявлялось в людях Веры еще до Закона

1. Практика приношений Богу уже существовала во времена Каина и Авеля. Быт. 4:3-5
2. Впервые десятины упоминаются в Библии в Книге Бытие 14:20.
3. В Книге Бытие 28:22 описывается обет Иакова отдать десятину Богу
4. И только в Книге Левит 27:30-32 десятина излагается как принцип
5. Десятина была обычной практикой даже в гражданской жизни того времени. Мал. 1:8 – Поднеси твоему князю, будет ли он доволен?
6. Она имела духовное значение, когда отдавалась Богу, а не человеку Притчи 3:9, Мал. 3:8
7. Иисус признавал десятину Мат. 23:23 – «Это надлежало делать и того не оставлять…»

Б. Принципы десятины

1. Практика отделения десятины основывается на принципах даяния.
2. Работники церкви достойны поддержки, поскольку свое время и силы они отдают «служению в Храме», как это делали священники или Левиты. Филип. 4:16, Лук. 8:2-3.
3. Среди получателей материальной (финансовой) поддержки должны быть так же и вдовы и другие нуждающиеся в помощи. 1 Тим. 5:16
4. Необходимо заботиться о нашей духовной семье во Христе. Гал. 6:6-10

В. Десятины и пожертвования в различные времена

— В Ветхом Завете формировалась государственность Израиля: жертвовали десятину на Храм, а так же откладывали другую десятину на празднование в Иерусалиме (на отпуск), и еще откладывали десятину для нуждающихся, нищих (социальная забота о ближних). Второзаконие 12 и 14 главы.
— Современные налоги частично повторяют эти принципы: отчисления на содержание гос.структуры, на отпуск, на соц программы, на пенсию…
— В странах с преобладающим числом католических христиан автоматически отчисляются проценты из зарплаты для РКЦ, а в странах с протестантским – в Лютеранскую Церковь.
— В большинстве стран, как в наших странах в частности – право жертвовать в какую-либо церковь оставлено на самих верующих граждан. Государство не регулирует эту жертвенность и не осуществляет процесс, но представляет это право нам самим – определять процент, определять нашу Церковь и определять схему передачи пожертвований.
— Наше преимущество и привилегия в том, что мы можем сами жертвовать и учить других жертвовать на развитие Царствия Божьего в наших странах через Его Церковь – по мере нашего посвящения делу Церкви и по мере Веры в действие Благодати Божьей среди Его Церкви.
— Для этого служения мы можем брать различные опыты и образцы истории Израиля и описания Библийских примеров.
— Содержание государственных и социальных структур в обществе определены точными процентами и контролируются налоговыми органами, а в деле Царствия Божьего на земле нам дан ясный пример и образец, но участие каждого человека определяется его верой и посвящением Христу и Его Церкви.
— Высший идеал и образец жертвенности и посвящения Церкви – Сам Христос, Который отдал Себя Самого для нас. 2 Кор. 8:9

Г. Истинное христианское даяние

— Учение Христа:

а. Основным побуждением является любовь. 1 Иоан. 4:19, Матф. 10:8
Природа Божьей любви – давать.
б. Фактически даяние по любой другой причине (страх, обязанность, гордость) не имеет значения. 1 Кор. 13:3
в. Иисус следовал церемониальным законам и ритуалам. Однако в Своих учениях Он всегда указывал на главный смысл и цель закона. Он пошел дальше требований закона — к желаниям и мотивам сердца. Внутренний закон и побуждение Христовой любви должны были стать Божественным правилом и силой для их жизни. Иоан. 1:16, 17, 33

— Благодать христианского даяния:

а. 2 Кор. 8:6-7: греческое слово, переведенное как «добродетель» и «доброе дело» — харис. Оно также означает «привилегия, приношение, благодарение и благодать».
б. Благодать — основное качество в концепции христианского даяния.
в. Ветхий Завет — основан на Божьем законе. Новый Завет — основан на Божьей благодати.
г. Благодать — дар любви, который дается бесплатно. По этой причине Павел не требовал, чтобы верующие в Коринфе давали в фонд Посланников Церкви. Вместо этого он побуждал их выражать любовь конкретными действиями жертвенности. 2 Кор. 8:9.

Третья часть — Мудрые Управители Ресурсов

1. Бог доверяет Свои ресурсы для УПРАВЛЕНИЯ ими Своим рабам, служителям, а объем дел и задач соответствуют их зрелости и подготовленности.

Бог распорядитель и собственник всех благ во Вселенной, а все мы, как Мудрые Управители – только временно управляем Его ресурсами: временем и финансами, домами и квартирами, семьей и детьми, авторитетом и властью, производством и служением, группой и церковью.

Некоторые отрывки Писания показывают принципы «МУДРОГО УПРАВЛЕНИЯ»:

Лук. 16:1-15 Большой отрывок, слова Иисуса о мудром, Догадливом Управляющем: “Сказал же и ученикам Своим: Один человек был богат и имел управляющего, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: Что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ты не можешь более управлять…” но – “Фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним”, над Его учением, над притчей, над Его принципами.

Лук. 19:12-26 “Употребляйте их в оборот…” (и умножили: 10,5, и вернул 1), За то, что ты был верен – возьми в управление 10 городов, другому – 5 городов!

Матф. 25:14-30 “Верный в малом – употребивший и приобретший с прибылью… Ибо всякому имеющему дастся и приумножится.” “Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.”

1Тим. 3:4-5 “Хорошо УПРАВЛЯЮЩИЙ домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет УПРАВЛЯТЬ собственным домом, тот будет ли печься о Церкви Божией” (МУДРО УПРАВЛЯТЬ)…

2. Позиция МУДРЫХ УПРАВИТЕЛЕЙ, Божьих Управляющих в истории Библии и в ее учении:

• Владычествовать и управлять землею – изначальная воля Божья для человека – Быт.1:28, 2:15, 3:19 (обладайте, владычествуйте, возделывайте, храните, в поте лица…)

• Господин дал каждому по силе, одному 1, другому 3, иным 5, а некоторым 10 талантов… соответственно силе каждого

• Дает в управление города… и этим подчеркивается величие доверия

• Принцип управления: “Верный в малом, над многим тебя поставлю”

• Иосиф – доверены забота и управление: в семье, в доме Потифара, в тюрьме и затем – спасение Египта и Израиля.

• Давид – я собрал, Ты дал, дай мудрости в управлении сыну 1 Пар. 29 глава! “Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, Царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во владсти Твоей возвеличить и укрепить все…
Знаю, Боже мой, что Ты испытываешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все это, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе.
Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! Сохрани это навек, это расположение мыслей сердца народа Твоего, и напрвь сердце их к Тебе. Соломону же, сыну моему, дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои и уставы Твои, и исполнить все это, и построить здание, для которого я сделал приготовление.”

• Соломон – Ты дал Давиду и приумножил… Даруй же рабу Твоему сердце разумное – УПРАВЛЯТЬ… 3 Царств 3:5-13
“Благословен ныне Господь, Который дал Давиду сына мудрого для УПРАВЛЕНИЯ этим многочисленным народом”… 3 Царств 5:7

• Новохудоносор – понял, что Господь дает управление кому хочет и только Он ставит на управление. Дан. 4:22, 29, 31-32.

“Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет”. 22
“Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет”. 29
“И благословил я Всевышнего, восхвалил Вечноживущего, Которого владычество – владычество вечное и Которого Царство – в роды родов. И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: “Что ты сделал?” 31-32

3. Так «МУДРЫЕ УПРАВИТЕЛИ» или «Собственники», или «Расточители» – корыстные пользователи от Храма Божьего?

Признание себя «Мудрым Управителем» в Божьем деле – дает привилегии, но и накладывает определенную большую ответственность за совершаемое служение.

Мудрый Управитель ясно понимает, что он не Собственник. Марк. 12:1-12 Притча о винограднике и виноградарях, показывает «управителей», которые возмечтали о себе, как о собственниках: «Пойдем, убьем его, и наследство будет наше». 7

И сегодня это огромное искушение для некоторых руководителей – получив неожиданно в управление различные, а иногда огромные ресурсы, использовать их на правах собственника или по принципу расточителя в Божьем деле и в Его Царствии – в неверном управлении: временем и финансами, домами и квартирами, семьей и детьми, авторитетом и властью, производством и служением, группой и церковью.

Во все века греховная человеческая сущность проявляла себя и в служителях:
— Сыновья священника Илия – 1 Царств 2:12-17
— Фарисеи
— Иуда Искариот
— Об этом предупреждает Павел – 2 Кор. 11:13-20

И сегодня мы можем сталкиваться с этим искушением и с этой проблемой постоянно – в разных регионах и в различных странах – исключения в этом нет.

Вторая часть — Богословие Финансов

2. Богословие Финансов.

Предполагается, что в этом материале сразу будет помощь в методике и в системе организации пожертвования, но важно заложить правильную основу из Писания, т.к. как всегда, так и здесь – «Теология определяет Методологию»!!!

Суверенный Бог – распорядитель ВСЕХ Благ

Мы понимаем, что не каждый Пастырь, Благовестник или Учитель Церкви любит работать с финансами и решать вопросы имущества. Но уж точно, что каждый Старший Пастырь будет регулярно ставить свою подпись под финансовыми документами и отчетами, и нести ответственность за вверенное имущество в его «Мудрое Управление». Именно поэтому каждый Пастырь, Евангелист-Благовестник и Учитель Церкви может сам:
— ИЗУЧАЯ эти места Писания
— СФОРМИРОВАТЬ для себя Богословие Финансов и
— УЧИТЬ других Библейской позиции по финансовым вопросам.

1. Библейский взгляд на Божий контроль над всеми ресурсами мира.

Финансы мира и все имущество находятся не в абсолютной власти отдельных людей Запада или Востока, и не в «суверенной» власти дьявола. Для нас это принципиально, так как постоянно находясь между востоком и заподом, у нас строится жизнь по словам песни: «и теперь не тут ты и не там…», и это может обрекать нас на постоянное прозябание. Но! Все сокровища у нашего Бога!

• Пс. 74:7-8 ибо не от Востока и не от Запада и не от Пустыни возвышение, но Бог есть Судия; одного унижает, а другого возносит…

• Пс. 49:10-11 Мои все звери в лесу и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мной.

• Пс. 23:1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней

• Рим. 13:1 Нет власти не от Бога; существующие же власти – от Бога

• Лук. 4:6 Ложная притензия дьявола – «Тебе дам власть над всеми царствами и славу их, ибо она передана мне, и я, кому хочу, даю ее»

• Иоан. 17:1-3 Истина Христа (еще до момента искупления): “Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью…”

• Откр. 3:7-8 “Так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давида, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит… Я отворил перед тобою дверь и никто не может затворить ее”

2. Суверенная власть Бога распространяется как на духовную, так и на материальную сферу жизни. Он распорядитель ВСЕХ Благ во вселенной и на земле – все подконтрольно Ему.

• max! Даниил 4:22,29,31-32 (повторяется) Доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет…

• min! Матф. 17:24-27 открыв у нее рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя…

• max! Агг. 2:7-9 Мое серебро и Мое золото, — говорит Господь Саваоф.

• min! Деяние Апостолов 3:6 серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи!

3. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ понимание финансовых потоков в мире

• Финансы – это заменители, в виде бумажек, монет, акций и других бумаг – вместо сложного натурального обмена или взаимозачета…

• Финансов в мире достаточно; они сконцентрированы в Банках и подконтрольны им; управление ими сосредоточено в различных Фондах; финансам нужен постоянный оборот, так как они подвержены инфляции.

• Финанансисты постоянно ищут выгодный оборот для своих финансов и “достойное ДЕЛО” для инвестиций, но не “ДЕЛО” ищет финансы. Достаточно доказать, что ваше “ДЕЛО” имеет высший приоритет и прибыль – любые финансы будут у вас; но финансисты на вашем деле зарабатывают свой гарантированный процент, ведь им нужен оборот и рост.

• Такое управленческое мышление – дефицит и в бизнесе и в Церкви

4. Понимание Божьего дела в нашем мире и Его Вселенского замысла.

Более достойного “ДЕЛА”, чем созидание Царствия Божьего – нет на земле; более достойной цели, чем вечное спасение человека, нет; более совершенного проекта, чем формирование из грешных людей Церкви, Невесты Агнца — нет во Вселенной.

И при этом получается иногда, что для этого “ДЕЛА” нет достаточных финансов?!

Иногда создается ложное восприятие статуса Пастыря (Благовестника, Учителя), как не работающего или не производящего блага. Даже в советское время была статья, по которой судили служителей – тунеядство. И сегодня у некоторых служителей такое же неверное самовосприятие себя и ложная самооценка.

Объясняя раньше своим детям-малышам “ступени социального положения”, я показывал им значимость Управленческих структур, включая Финансовое управление, и все Руководство страной – после этого я старался им объяснять, что все эти Управленцы и Руководители – нуждаются в душепопечении их самих и в созидании их семей, т.е. они нуждаются в Пастырском служении и опеке.

Истинное Пастырство – превыше всякого другого “ДЕЛА”!

Когда Моисей представлял Закон Божий и всю ритальную сторону Закона, он ясно показывал принципы содержания священников и левитов, ответственных за духовную жизнь и нравственную сторону жизни общества. И сегодня во многих странах содержание служителей и диаконического штата является социальной стороной дела в обществе, и их содержание обеспечивается налогами и сборами с жителей (хоть это и не всегда положительный или идеальный опыт, но об этом — позже…).

Первое: Финансовое и материальное служение — ДУХОВНОЕ!

Духовное Служение.

В отечественном «традиционном» христианстве сохраняется дуалистический ошибочный взгляд на мир: черно-белый. Как будто можно строго все делить только по принципу – дух и плоть, т.е. Духовные вопросы и Материальные вопросы. Отсюда формируются и ложные выводы о финансовом служении, как о материальном – не духовном! Соответственно из такого взгляда выходит, что и доверить это служение в общине можно «условным служителям», не «духовным», диаконам… а то скорее всего и какому-нибудь «Иуде»… Таким образом это служение выводится за скобки духовного взгляда, как не имеющее важного значения, и как результат, в следствии такого подхода вокруг финансов и имущества тогда идут столкновения уже между «духовными» братьями, а так же с различными кознокрадами или с влиянием «бизнесменов», которые, понимая лучше эту сферу, вынуждены брать на себя больше ответственности за эти вопросы… Часто это ложный взгляд и печальный опыт!

1. Финансовое Служение — Духовное Служение!

Для меня и для всей нашей команды в начале 90-х было большим откровением и благословением служение миссионеров, имевших на то время 40-летний опыт служения на полях миссии. Одним из принципов для нашего сотрудничества этот старец предложил поменять наш взгляд на церковную и миссионерскую жизнь – Финансовое и Материальное служение – Духовное! Соответственно отношение и к финансам, и к жертвователям, и к принципам подотчетности в этой сфере – такое же духовное, как и все сверхестественное Божье действие.

И сегодня, если мы действительно ожидаем Божьих чудес в этой сфере для нас и нашего служения – мы можем шаг за шагом изменить наш подход и сделать переоценку Финансового Служения, и всей Финансовой Политики внутри движения Евангельских Христиан!

Когда мы говорим о Финансах, мы подразумеваем и эквивалент: Время, Материальные блага и другие Ресурсы.

2. Духовное Служение КАЖДОГО Христианина:

— это часть моего или чьего-то посвящения Богу определенных денег; и если для некоторых это просто «легкий» дар, то для других это действительно «жертва» – Жертва Освященная, Жертва Веры;

— это часть моего времени, которая выражается в финансовом измерении, когда оплата идет по-часовая или по-дневная; это время, отданное общине, определенным людям, с которыми нужно проводить время для созидания их жизни, их семей, их детей – просто для их мудрого жизненного устройства здесь и для вечного спасения;

— или это часть моего времени, украденного у меня недобросовестным путем, так называемым «человеком-ловушкой», который готов часами плакаться не от сокрушения о грехе, но из любви к себе-хорошему – он просто требует внимания всех к себе и постоянно;

— или это несогласованное вовремя дело, разрушившее отношения в команде духовных служителей, и по факту и по истории и по нанесенному ущербу оно становится сверх духовным;

— а что говорить, если неверный подход к материальной работе и финансовому служению создает ажиотаж и разрушает имидж всего Евангельского или Миссионерского Движения в стране (в странах) – тогда мы понимаем и признаем: Да! Финансовое служение – очень важное и очень Духовное!

— При «максимальном» успехе, если это служение развивает Духовный Лидер по принципу «Мудрого Управителя» и через его подход к делу происходит резкий подъем, утверждение и развитии определенного движения, тогда люди вокруг (не зная причин) спрашивают: «Кто они, почему у них такой успех, в чем их уникальность?»

— Но даже при «минимальном» измерении и мудром материальном служении – Благодать Божья снисходит в виде своевременной помощи отдельному человеку, отдельной семье, отдельному служению – производящему Радость и Хвалу Богу – и мы вновь понимаем, что это служение – ДУХОВНОЕ!

3. Духовное Служение КАЖДОЙ Поместной и всей Отечественной Церкви:

Материальное служение в каждой отдельной Поместной Церкви и во всей Отечественной Церкви – имеет огромное значение в деле созидания Царствия Божьего на земле и особенно в наше новое время кризисов; оно находится под контролем Божьим и развивается в соответствии с Его волей. Бог созидает Свою Церковь в российском контексте, как и везде, и обеспечивает Ее всем необходимым для Самоуправления, Самоумножения и Самофинансирования – и все это от Него:

— «От Меня будут тебе плоды…» Осия 14:9 (здесь и далее цитаты Писания из Синодального перевода Юбилейного издания «Свет на Востоке»)
— «Чтобы доставить любящим меня сущее благо, и сокровищницы их я наполняю» Притчи 8:21 – говорит здесь Премудрость Божья;
— «Бог же силен обогатить вас всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» 2Кор.9:8

4. Духовное Служение КАЖДОГО служителя:

Финансовое служение – это как вопрос зрелости и самостоятельности Отечественной Церкви, так одновременно и показатель нашего понимания (или непонимания?!) Божьей работы и Его участия в жизни и зрелости каждого отдельного служителя (Пастыря, Благовестника-Евангелиста, Учителя, Еф.4:11), в его жизни и в его семье.

Филип.4:10-20 «…умею жить и В СКУДОСТИ, умею жить и В ИЗОБИЛИИ, научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе…
Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

я ПОЛУЧИЛ ВСЕ и ИЗБЫТОЧЕСТВУЮ, я ДОВОЛЕН!» читайте все стихи 10-20 (Образ состоявшегося служителя!)

— Финансовая состоятельность («состоялся», но не путайте с ложным «учением изобилия») – это плод веры служителя и его послушания Богу, Его воле и Его планам. Зрелый служитель — состоялся в понимании и в решении финансовых вопросов.

— Финансовое испытание веры – периодические времена испытания, допущенные ко благу с определенной целью. Зрелый служитель — испытанный Богом в материальной сфере.

— Финансовый избыток – это так же испытание для служителя, его веры и жертвенности на нужды других служителей и других Церквей. Зрелый служитель — обучающий и служащий другим служителям.

5. Духовное Служение в трех составляющих:

Три ССС – показатель духовной зрелости и опытности Отечественной Церкви:

— Самоуправление – зрелость в решении вопросов Управления: избрания руководства; принципов служения; постановки целей и их воплощения; зрелый авторитет и власть Поместных Церквей в составе любого объединения (или отдельно) – но всегда непосредственно под Главой Иисуса Христа. По факту на сегодня этой власти, идущей от Христа через Поместные Церкви – в их самоуправлении внутри Братства и в делах Миссии, очень мало… к великому сожалению.

— Самоумножение – зрелость и способность взращивать рядом с собой новых служителей (назовем условно — четыре «П» — Подготовка, Посланничество, Поддержка, Подотчетность), и рождать себе подобные: Группы; Церкви; Региональные объединения; Специальные служения; Международные служения…

— Самофинансирование – зрелость и естественное развитие, идущее изнутри, или «снизу» – через радостные пожертвования, «Благодатную Десятину» и «Обеты Веры», идущие снизу: от участников общины; от Поместных Церквей, и от всей Отечественной Церкви. Слава Богу за миссионерское участие в жизни местной Церкви из любых регионов и стран, но основной принцип миссиологии — развитие зрелости местной Церкви, взращивание ее служений до уровня Самофинансирования. А если не так — то происходит обратная тенденция — экспансия и Управление со стороны. Но я верю, что не эта цель у нас и у многих наших друзей.

Исповедь Епископа 4.2. Заключительная о МФ

Еще раз о МФ из первых двух статей
Предыдущая статья закончилась вопросами: Что же мы сделали неправильно в служении «Миссионерского Фонда» по «Обету Веры», почему же так и не развивалось Миссионерское Евангельское Движение?
Описывая региональных лидеров я вовсе не обсуждаю статус епископов, или их полномочия, а уж тем более не утверждаю в сознании евангельских христиан это звание – «Епископ», так как моя цель, это – «Исповедь Епископа»! Мое желание вслух рассмотреть и увидеть, что же мы не так делали в эти 25 лет, почему «были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле…»? Исаия 26:18
Итак, более 500 протестантских епископов одновременно «расширяют свое служение» за счет служения миссионеров и пастырей, миссионерских групп и уже созданных церквей, иногда задавая сами себе вопрос: а что главное, что исключительное я призван делать? Из-за чего служение поместных общин без моего участия может быть ослаблено? Что поручали и ожидают от меня поместные церкви? Исходя из этих вопросов мы расматриваем в трех частях «Миссионерский Фонд», как путь содействия общинам для взаимодействия между собой в регионе, и для более эфективного миссионерского служения другим городам и регионам. Осознавая, что сила этого служения — в поместной церкви как самом реальном организме Тела Христова на земле, понимаем что забота региональных лидеров на межцерковном уровне сильна в создании атмосферы взаимодополнения друг друга ради большой миссии.
Мы изучили ранее библейское основание служения посланников от церквей, их благословение как «служение святым», через созданный Единый Миссионерский Фонд в регионе, где могут участвовать и большие и малые общины (большой жертвой и малой лептой) – молитвою и финансами, посвященными исключительно для поддержки миссионеров в регионе и далее, развивая Внутреннюю Миссию. «Но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие» 2Кор.10:15-16

Вместо моделирования — суета
В нескольких региональных объединениях уже начал работать МФ в своей начальной фазе. При этом, так и не воссоздав один образец у некоторых лидеров в объединениях под разными предлогами появилось искушение не достигать модели, а сразу пробовать разные методы. Таким образом началась суматоха – одни просто жертвуют в централизованный Миссионерский Фонд, рассчитывая на мудрость управителей в регионе, другие не видят у них этой мудрости и хотят напрямую жертвовать на тот проект, который им «понравится», а третьи, быстро находят таких вторых и собирают… И вместо развития Миссионерского Евангельского Движения происходит суета и разрушение моделирования.
Для «индивидуального сбора под проект» многие парацерковные организации обучают своих «выпускников» индивидуальным сборам финансов – умей сам «продавать себя». Таким образом обученные «новые русские, или новые украинские» миссионеры активно входят в знакомство с общиной, вычисляют реальных бизнесменов и платежноспособных членов общины, и «продают им себя», свой яркий проект. Преуспевают в этом парацерквовные организации, различные «миссии» и других при-церковные НКО, которые специализируются узкопрофильно, зачастую оторванно от «неповоротливых церквей и регионов». Им легче найти нескольких бизнесменов-христиан даже не советуясь с пастырем и региональным служителем – чтобы напрямую «выдернуть» жертвенность в свою пользу.
Отличающееся служение межцерковных объединений, где истинный Благовестник Региона и его помощники годами вкладываются в формирование новых общин, в создание атмосферы дружбы между общинами с готовностью делать общее дело, доверяясь Божьим Управителям. Здесь возникает вполне логичный вопрос: а верим ли мы в развитие Миссионерской Национальной Церкви (или по другому, Церквей и их Объединений) ориентированных на жертвенное миссионерское служение? Если да, то мы с радостью будем взращивать эти межцерковные взаимоотношения, созидая среди них Единый МФ, служение которого будет направляться Благовестниками Братства. При этом общины будут видеть реальные плоды развития региона где будет прозрачная подотчетность перед общинами и – будет РОСТ И РАЗВИТИЕ, будет ДВИЖЕНИЕ умножения!

Возможность есть и для другой модели, но для другой задачи — для Зарубежной Миссии
А есть ли место в таких объединениях для других методов финансовой работы, миссионерских сборов и отчетности? Логичный ответ – ДА! В мировой практике есть разные модели сбора пожертвований. Даже более того – перед нашими общинами и объединениями стоит задача развивать и зарубежную миссию. Понятно, что она не может развиваться быстрее, чем развивается Внутренняя Миссия умножения общин. И здесь – водораздел. Одни говорят – нам это не нужно и мы не будем ожидать развития внутренней миссии в полной мере, помогите нам сейчас начать зарубежное служение? Другие утверждают, что мы не можем отрываться от служения в нашем регионе, ведь в эти годы происходит «пусковой момент» внутренней миссии; и только идет «посев и насаждение» десятка новых общин в регионе, поэтому они не ранее чем через 5 – 10 лет станут плодоносными и мы сможем служить и далее?
Из древних «столетних» протоколов Братства мы читаем: «Основными задачами новообразованного Отдела были: «…Основать у себя местную миссию и назначать проповедников на свой район, соображаясь с личными своими средствами, по мере надобности, ….причем, содержание таких благовестников, должно быть производимо исключительно из личных сумм Отдела Союза…» 19

Идет формирование не просто МФ, но самофинансируемой национальной миссионерской Церкви
Нужно ли ожидать вначале развития Внутренней Миссии? И если нет, то почему мы удивляемся и даже «справедливо возмущаемся», что в наших странах евангельских христиан – менее одного процента, тогда как в некоторых исламских странах Азии – до 3%? Почему же так и не произошло в постсоветских странах Миссионерского Евангельского Движения? Чем же мы занимались от времени 1000-летия крещения Руси до 1025-летия? Что, просто направляли людей по «дороге к храму»?
Итак. Мы могли и должны были в эти 25 лет свободы – создавать Модели миссионерского служения и финансирования этого служения, не противопоставляя и не разрушая одну модель другими. Таким путем развивать зрелость и самофинансирование местной национальной Церкви – «чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам!» 2Фес.3:9
Господь доверил нам задачу развития Внутренней Миссии по ОНЦ в наших регионах и странах и для этого подарил нам прекрасный метод Единого МФ по «Обету Веры». Это ПРЕКРАСНАЯ МОДЕЛЬ, которую нужно было отработать до деталей и оберегать ее, умножая среди всех регионов наших стран! Это и был путь обеспечения зрелого развития Миссионерского Евангельского Движения.

Утвердив одну Модель возможно было создание и второй и третьей
При таком развитии мудрые управители Божьи могли бы начинать отрабатывать и вторую модель, индивидуальных сборов, ради Зарубежной Миссии, но так, чтобы одна схема не ломала другую.
Возможно было нарабатывать опыт и третьей модели – Самофинансированной Краткосрочной Миссии, посредством подготовки добровольцев и их самофинансирования, по принципу «Год для Иисуса» или «Лето для Господа», или «Цепочка участников в помощь новой общине» и т.д.
В предреволюционное время сто лет назад братьями было утеряно отведенное им время, похоже, что и в эти 25 лет – мы вновь утеряли большие возможности:
«Кроме статистических данных, в отчете Василия Прокофьевича Степанова, секретаря Союза баптистов, слышалась боль и глубокое сожаление о состоянии братства: «…Имея в виду великую жажду народа слышать Слово Господне и видя маленькую горсточку – 30 человек наших благовестников… так хочется воскликнуть: «Что это для такого множества!..» В нашей кассе 11 000 рублей. О, какая это ничтожная цифра! 50 000 баптистов, множество братьев, владеющих сотнями, тысячами десятин земли и миллионным капиталом, а Господу отдано только 11 000 рублей! Так можно жить лишь при чрезмерном долготерпении Божьем» Отчет Правления Союза русских баптистов, Съезд баптистов в Москве, 1911

Что подталкивало к разрушению Модели
Вместо Моделирования и Умножения, мы часто радовались сиюминутным успехам. Частнособственнические интересы отдельных людей, общин или даже регионов в работе своего МФ были выше интересов всего Братства и выше мультипликации этого опыта для других регионов. Например:
— каждый новоизбранный руководитель хвалился одногодовым взрывным ростом МФ – хоть на самом деле это было обманчивое манипулирование информацией. На самом деле общины до перевыборной конференции затягивали и не сдавали свой МФ, а весной привозили все свои сборы на перевыборы, вызывая ложное самодовольство у нового администратора.
— иногда интересы родственных кланов влияли на жертвенности в общинах и перенаправляли финансы на зарубежную миссию, тем самым останавливая развитие ОНЦ во Внутренней Миссии.
— доходило даже до того, что просто зарубежные краткосрочные экзотические поездки на 2-3 недели – объявлялись нашей миссией, но уезжали-то в круиз Епископы в помощь миссионерам, проживающим в тех странах и еле сводящим концы с концами в своей работе.
— различные формы давления на Пастырей со стороны надцерковных структур и Епископов сокращали желание учить свою общину жертвенности ради миссии и развивать МФ для объединения.
Вместо понимания принципов служения Веры, или общецерковного служения «Обета Веры» — иногда возобладали системы управления со стороны структур, которые начинали контролировать финансы МФ, и вместо расширения служения Веры и проявления действия Божьей Благодати – развивались бюрократические системы. К примеру:
— испугавшись больших столичных миссионерских расходов – администраторы отказывались хоть какой-то частью финансов от местных общин поддерживать миссию в родной столице, и это было в годы самых лучших отношений при том, что шли и готовились к этой миссии несколько лет;
— другая ситуация, когда контроль над МФ брали руководители совсем других отделов и структур, не имеющие к этому ни призвания и ни отношения, тем самым убивая дух миссии;
— при всем этом не было понимания остроты момента и краткости времени.

Служение по «Обету Веры» ожидает особой Веры и от руководителя
Здесь на проверку поднимается еще один ключевой вопрос – Дар Веры и испытание личной Веры Епископов – Руководителей регионов – готовность поддерживать и вкладываться в «малые группы и общины» для развития Здоровых Церквей. А ведь ОНЦ и не создается сразу из больших церквей – они всегда начинаются с малых, но кто в них, в маленьких, поверит? Поверят ли Епископы – администраторы? Скорее всего нет! Основной аргумент с их стороны – многие группы у нас так и не растут – их легче закрыть!?! И закрывали – и закрывали миссионерские проекты, и продавали миссионерские дома или квартиры и даже церковные Дома Молитвы. А кто сказал, что нельзя продать какое-то церковное здание? Конечно можно. Вот только не раз мы были свидетелями того, что основным было не решение общины, не решение миссионера, и уж точно, не воля Божья, а интересы администраторов. Ну, если это были не корыстные интересы – то уж точно – НЕВЕРИЕ. Неспособность служить, поддерживать, и решать своевременно вопросы. Проще было – один раз отрезать. И отрезали: и людей, и Божью работу, и Божье благословение… При этом миссионеры умоляли не далать таких шагов, например О.Ш. пишет к Совету Объединения, о пункте «Д»:
«Cейчас, я не могу без возмущения наблюдать, как рушатся все основания, некогда заложенные для развития церкви. Возмущение в данном случае я не связываю с конкретными людьми, это ревность о невоплощенном видении, о нереализованном потенциале людей и материальных ресурсов вложенных в развитие церкви в этой станице.
Мое предложение заключается в следующем.
Во-первых, необходимо приостановить и отменить сделку о продаже недостроенного дома и участка, на котором он находится…
Во-вторых, я готов взять ответственность в той мере, в которой даст Господь и ваш мудрый совет по организации новой церкви в станице, а так же за реализацию завершения строительства здания церкви.
Почему я связываю именно этот дом, и именно это место с развитием новой церкви. Вновь обращаясь к истории церкви и формирования видения скажу, что продажа, а затем покупка меньшего по площади дома не в центре станицы это не шаг вперед, а напротив назад, который отбросит и затормозит на десятилетие развитии церкви…
В заключении повторю, что считаю продажу дома и участка недопустимой, и если нет других кандидатов на служение в станице Д», то я готов».
(к этой истории мы еще будем возвращаться…)

Для понимания того, что сегодня мы призваны вкладываться и инвестировать финансы в развивающиеся группы которые завтра станут основными жертвователями и содержателями МФ в объединении – недоставало ВЕРЫ, что это произойдет, или отсутствовал кредит времени: ах, если сейчас нет результатов, то их не будет и через 5 лет?! А если процесс инвестирования будет в целом развиваться в течении 10 – 15 лет, хватит ли терпения, веры и ожидания? Насколько Епископу нужно быть Человеком Веры и одновременно Управляющим у Господа, чтобы отличать семена жизни, которые все же дадут рост в свое время, от искусственных безжизненных групп, возглавляемых людьми без Божьего призвания!

Вот и прошли 25 лет уникального времени свободы, а что ожидает нас дальше?

Историческая ретроспектива
Если посмотреть в истории, опять же в столетних архивах:
“Руководство Союза баптистов обратилось с воззваниями к верующим и в особенности к «имеющим достаток в мире» о пожертвованиях на дело Божие. В отношении этого, Михаил Данилович Тимошенко, благовестник, один из авторов журнала «Баптист» с великой скорбью на страницах журнала отмечал, что «из 112 богатых лиц, которым направлялись воззвания, откликнулись только 34. Остальные 78 думают, наверное, еще долго ехать в поезде – жизни. Ой, как бы они не ошиблись и скупость их не стала их бичом»30. 30 Тимошенко М. Д. Съезд баптистов в Москве. // Баптист, 1911, No 47
Слова оказались пророческими… После 1917 года с приходом большевиков и экспроприацией материальных богатств эти братья позже каялись, что не потратили свои миллионы на дело Божие…Но было уже поздно.
Поздно ли уже для нас? Продолжится ли время свободы, или первые признаки ограничения, запретов и арестов в «Евразийской Империи» – это холодное веяние нового времени? Господь знает. Кто-то скажет, зачем мы сейчас выносим это внутреннее служение Церкви в Интернет, где могут ценной для нас информацией и опытом веры воспользоваться разные люди, агенты, чтобы ограничивать нас? На что можно ответить: но упущенное время было либо по небрежности нашей потеряно, или по замыслу таких же определенных агентов посреди нас?! Нужно ли молчать об этом служении МФ, но при этом ничего не делать и не умножать, и не идти к самофинансированию; или лучше – говорить без оглядки, в ожидании, что хотя бы некоторые начнут это делать? А может быть уже после времени потрясения (которое так же послужит на пользу) новое поколение служителей и истинных Благовестников Братства будет переоценивать наши ошибки «Епископов» и извлекать пользу из этой и других исповедей?

«Да будет так, Господи, да послужит к славе Твоей и эта исповедь».

4.1 Моделирование. Умножение. Образцы. «Миссионерский Фонд»

Итак, ключевая Модель для развития Миссионерского Евангельского Движения в наших странах, это служение «Миссионерского Фонда» (МФ), основанное на библейских принципах, изложеных в 5-ти главах второго послания к Коринфянам и на согласованных методах в работе современных межцерковных объединений. С радостью делюсь с вами этой важнейшей Моделью!

I. Методы – на первый взгляд покажутся простыми. Каждая община, участвующая в деле миссии, проводит один раз в год (можно и дважды) ЦМК, церковную миссионерскую конференцию. На ЦМК: представляется программа миссионерского служения в регионе и шире; участвуют «миссионеры с полей»; проводится отчет о поступивших и использованных финансах МФ за прошлый год от всех церквей (и особенно – от нашей); звучит мотивационное слово о деле миссии; члены церкви посвящают себя служению на следующий год – кто на полновременное служение, кто на краткосрочную миссию, кто-то на учебу и подготовку; но все — поддержкой молитвою и финансами… Все члены общины побуждаются к участию для действенной веры и практики, через посвящение на следующий год суммы денег в МФ, о которой они заранее молились в семье и здесь объявляют, заполняя и сдавая карточку – свой «Обет Веры». Это та сумма, которую мы верим, что Господь даст нам в будущем году, для жертвенного служения по-месячно делу Миссии в стране, сверх нашего обычного домашнего бюджета и сверх десятины для нашей общины.

Миссия – дело каждого христианина! Для кого-то это многолетнее жертвенное служение всей семьей в другой местности, и кто исчислит этот «процент издержек» которые переносит семья, служитель, супруга, дети? Для других это летние или зимние месяцы служения вспоможения в работе миссионерской семьи! Для третьих – это участие сердцем и финансами в помощь тем, кто поехал на миссию как наш представитель, наш посланник. Вслед за сердечным участием – идут наши молитвы; вслед за финансами – сердце, и наоборот… «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».

Точно так же, как миссионерская семья посвящает себя служению и жертве, отказываясь от многих благ и стабильности, так же могут и другие семьи участвовать в их служении, отказываясь от законных благ и стабильности, разделяя служение своих посланников на расстоянии. Одни едут, другие посылают, третьи поддерживают это служение. Члены общины сдают карточки «Обета Веры» кассиру, затем от общин сдается информация региональной кассе, и объединение – планирует работу региона на год! Таким путем складывается в единую синергию: согласование веры, жертвенность и силы отдельных людей в «Обете Веры» всего Братства.

II. Библейское основание для утверждения Модели «Миссионерского Фонда» представлено нам во втором послании к Коринфянам с 8 по 12 главы. Здесь Апостол Павел учит христиан Коринфа и нас о том, как поддерживать миссионеров – основателей церквей в своем народе, как он и называет это «служение святым».
1. Здесь Ап.Павел описывает эту жертвенность, как служение святым… «они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым» 8:4
2. Мотивирует жертвенностью других церквей и другого региона, в образец для подражания нашего… «о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их…» 8:1-4
3. Он советует делать это служение, как годовое: «Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку» и еще 8:1-2 «Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих» 8:10-11
4. Он описывает их дело веры — посвященное ранее благословение, как объявленный ранее «Обет Веры» «Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор» 9:5
5. При жертвенности на служение святым — посланникам, важно наше упование на Бога и Его обеспечение, через веру нашу… «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» 9:8
6. Опыт служения «Обета Веры» передается от общины к общине и призывает служить весь регион… «Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми» 9:12-13
7. Принцип развития Миссионерского Евангельского Движения: по-этапно, сначала приходим к вам… «А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым» 10:13-14
8. Поэтапное умножение движения: имея надежный «удел» у вас, миссионеры могут идти к другим… «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие» 10:15-16
9. Жертвенность и бескорыстная готовность терпеть издержки из-за незрелости «духовных детей»… «Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие? Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» 11:7-9
10. Апостол готов развивать вашу зрелость, как отцов, но вы еще младенцы…. «Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину. Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» 12:13-15
11. Ученики Христа создавали единую Модель, путь, образец… «Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам? Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?» 12:17-18
12. При развитии движения – важно сохранять нашу подотчетность перед общинами и последовательность в управлении, прозрачность с финансами… «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению» 8:18-20

III. В любой структурной организации важно бюджетирование и план работы на год и более. Важно ясно планировать количество отделов в Объединении и штат полновременных работников. Так же важно и в Миссионерском Отделе через «Обещания Веры» планировать количество миссионерских семей работающих на передовой. В Церкви Христовой где соединяются одновременно естественная организация системы и сверх естественная жизнь Тела Христова очень важно кроме планирования и бюджета развивать шаги и путь веры. Каким же образом создается баланс этих двух сил на любом из трех уровней – в миссионерской семье, в церкви и в объединении церквей:

планирование, зрелость и подготовка семьи для дела миссии, и при этом – их подвиг веры, жертвенность и великие чудеса в созидании новой церкви и в спасении людей…

побуждение, мотивация и зрелое участие всех членов общины во время ЦМК, и при этом – особые переживания чудесного Божьего вмешательства в финансовых делах наших семей, в особых Его благословениях для жертвенного дальнейшего участия всей общины в поддержке миссионеров…

четкая система планирования и бюджетирования работы миссионеров в объединениях, и при этом – готовность к особому Божественному участию умножающегося дела миссии в регионах и шире – и все это – дело веры, определенные риски Региональных Благовестников — Руководителей, их подвиг веры и их посвящение!

Таким образом все три уровня: миссионерская семья, община и межцерковное объединение — развивают зрелость и ответственность в планировании со своей стороны, при этом развивают Опыт Веры — ожидание особого Божьего вмешательства, выводящего их за рамки планируемых шагов.

Вся история мировой миссии состоит из образцов веры и подвига отдельных людей. Это история Ветхого и Нового Заветов, это история развития Миссионерского Евангельского Движения в мире в прошлые несколько столетий. История Божьей работы среди Его рабов верных Ему в служении до смерти. Но никакая церковная организация, формирующая бюджет для работы своего штата не вправе требовать от своих миссионеров личной жертвенности в той сфере, в которой сама организация ответственна за эту работу ради миссии. Прошу вас понять меня правильно. Есть жертва личности, а есть ответственность и жертва организации, которая направляет эту личность, иначе зачем нужна была бы эта организация. Есть то, что обязана сделать организация (трудоустройство, соцзащита, юрзащита, прописка, отпуск), а есть то, что остается на жертвенности личности миссионера и его семьи (и это обычно намного больше!). И то, что сможет сделать организация будет преумноженно жертвенностью миссионера. А иначе получается, что организация только и знает, что напоминает миссионеру о необходимости его жертвы, при этом отказывается идти путем жертвы со своей стороны, несмотря на то, что управляет она не своими ресурсами, но пожертвованными, от многих детей Божьих ради дела миссии.

Вывод:
«Святое-святых» Евангельской Церкви – это Дар Веры, и не только «спасающей однажды», и не только сохраняющей до вечности, но и дар Веры Миссионеров. Верою они совершают подвиг своего служения и «Обетом Веры» все дети Божьи поддерживают их служение. Все это – подвиг веры, святыня Церкви. Именно поэтому апостол Павел называет финансовую поддержку миссионеров – «дар и участие их в служении СВЯТЫМ»! 2Кор.8:4. А самих посланников – миссионеров величает следующими словами: «а что до братьев наших, это – посланники церквей, СЛАВА Христова»! 8:24

Остаются вопросы: а возможны ли другие Модели организации Миссионерского Фонда? А почему не заработали эти Модели в других объединениях? А как поддерживать зарубежную миссию? А что мы сделали не так в нашем служении и формировании МФ, из-за чего не развивалось Миссионерское Евангельское Движение в наших странах? Об этом — на следующей неделе… если будем живы и Господь позволит!